Метро – быстрейший и самый удобный вид общественного транспорта в крупных городах. Прага не является суперогромным мегаполисом, но все же достаточно велика и населена, и метро там есть. Из этой статьи вы почерпнете общую информацию о метрополитене Праги, а также узнаете о некоторых довольно интересных его особенностях.
Краткая история
Идею прокладки метро в столице Чехии предложил еще в 1898 году тамошний общественный деятель Ладислва Ротт. Первые проекты появились в двадцатых годах, но подготовительные работы были прерваны войной. Только в 1966 году началась реальная стройка – были заложены первые станции нынешней ветки С, причем изначально это должен был быть подземный трамвай.
В работах участвовали как местные специалисты, так и советские. Активно использовался опыт киевских метростроителей. Первые девять станций начали работу в 1974 году – от «Качеров» до «Флоренц». Спустя четыре года заработала ветка А, строительство которой осложнялось прокладкой тоннелей под старинным центром и Влтавой.
Дебютный отрезок ветки В был запущен в 1985 году. После падения социалистического режима многие станции поменяли свои прежние «коммунистические» наименования и стали отражать местные топонимы. На протяжении всех этих лет станции достраивались, ветки удлинялись, а последними на сегодняшний день стали четыре станции ветки А – от «Девичка» до «Немоцнице Мотол».
Пражский метрополитен сегодня
Подземка Праги является седьмой по загруженности среди европейских и принимает в день больше народу, чем вообще живет в городе – примерно полтора миллиона. Ежегодно его услугами пользуются более полумиллиарда человек.
Сейчас метро включает в себя те же три ветки, которые на схемах обозначаются не только буквами, но и цветами: А – зеленая линия, В – желтая, С – красная. Количество станций – 61. Три из них формируют в центре города классический пересадочный треугольник, какой можно наблюдать во многих городах с тремя ветками – например, в том же Киеве. На станции «Мустек» расположен переход с зеленой ветки к красной, на «Флоренц» – с красной к желтой, на «Музеум» – с зеленой к красной.
Общая длина единственного метро Чехии – 65 км. Наиболее протяженная линия – ветка В, которая растянулась более чем на 25 км и насчитывает 24 станции. Чтобы проехать ее всю, нужна 41 минута, а две другие линии преодолеваются быстрее.
Каждый поезд состоит из пяти вагонов. Сначала это были знакомые всем жителям больших городов постсоветского пространства вагоны Мытищенского завода. В 90-х их начали заменять на другие, и теперь по линии А ходят модели М1 компании Siemens, а по двум другим – модернизированные «Шкодой» до неузнаваемости старые советские вагоны. В теории поезда способны ездить со скоростью до 80 км/ч, но на практике средняя скорость с учетом остановок составляет примерно вдвое ниже.
Станции – преимущественно островного типа, есть конструкции с боковыми перронами. Одна станция – «Райская заграда» – имеет необычное строение: ее пути и перроны размещены друг над другом. Платформа обустроена большой куполоподобной крышей в темно-синих тонах, а все конструкция имеет вид цилиндра, который по диагонали вкопан в землю наполовину. Это уникальное сооружение было в 1999 году награждено призом «Здание года».
Большинство станций залегают неглубоко, поэтому кое-где отсутствуют эскалаторы. При этом на «Площади Мира» находится самый протяженный эскалатор в Евросоюзе – 87 метров, которые преодолеваются примерно за две с половиной минуты. Часто на станциях построены лифты для пассажиров с ограниченными возможностями.
Как функционирует метро Праги и как им пользоваться
Формально оно принимается за работу в 04:34, когда со станции «Летняны» стартует первый поезд. Туда же приезжает последний в 00:40. Но поскольку поезду нужно время, чтобы доехать с начальной станции до вашей, то временем начала полноценной работы можно считать пять утра. То же самое касается и окончания работы: в 00:30 на многих станциях уже не удастся ни на что сесть. Если опоздали, ищите трамвай или автобус – эти виды транспорта имеют ночные маршруты.
Минимальные интервалы, достигаемые поездами в часы пик, составляют менее двух минут на линии С и по две с половиной минуты на двух других ветках. В часы разгрузки пассажирам приходится ждать по пять–десять минут, а в самое позднее время – до 12.
Когда вы зайдете на станцию, вы не увидите там привычных по метрополитену вашего родного города турникетов. Ничто не преграждает вам путь вниз, и в теории, вы, конечно, можете спустится туда бесплатно – для этого даже не придется скакать через заграждения. Разумеется, это не означает, что за проезд в пражском сабвее не надо платить – просто здесь другая система.
Купленный билет вы должны «пробить» в специальном автомате желтого цвета, стоящем у входа. В Праге билеты действуют не на определенное число поездок, а на определенное время. Желтый автомат пропечатает на вашем билете время – с этого момента он действителен в течение того срока, за который вы заплатили при покупке. Если вы находитесь в транспорте, а время билета кончается, то вам нужно купить новый. Для таких случаев есть возможность оплаты по СМС, но понадобится чешская сим-карта.
Именно этот срок действия у вас проверят контролеры, которые иногда ходят с проверками по станциям и вагонам. По статистике, каждый из них отлавливает по десять безбилетников в день. Они не одеваются в форменную одежду, так что вы узнаете их, только если вы – опытный и проницательный «заяц» с наметанным глазом. Ну или когда они предъявят документы и попросят вас предъявить билет.
Если кроме красивых и жалобных глаз вам показать нечего, то вас оштрафуют на 1000 крон (около 38 евро), которые нужно будет заплатить в течение 15 дней. Сумма может быть уменьшена до 800, если вы заплатите прямо на месте. Если у вас есть действующий проездной, но вы просто забыли его, то штраф будет только 50 крон. В этом случае вы должны будете предъявить свой проездной документ в одном из диспетчерских пунктов в течение тех же 15 суток.
Еще одна важная особенность: чтобы поезд остановился на станции, нужно нажать на кнопку, находящуюся над дверью. Вы можете, конечно, положиться на других пассажиров, но если окажется, что никто здесь не выходит, то и вы поедете дальше.
Разновидности билетов и где их взять
Билеты действительны на весь пражский публичный транспорт, включая фуникулер и электропоезда линии S, которые курсируют между вокзалами, а также железнодорожными станциями, находящимися в столице и ее ближайших окрестностях. Только учтите, что проездыне документы на городской транспорт в таких поездах действительны только в пределах Праги.
Продаются эти билеты повсюду, начиная от гостиничных стоек регистрации и заканчивая автоматами у станционного входа. Киоски, лавки с табаком, магазины – в этих местах вы сможете приобрести право проехаться в общественном транспорте. Обратите внимание, что терминалы на станциях не принимают банкноты – исключительно монеты. Кроме того, право на проезд можно приобрести посредством СМС.
Как уже было сказано, билеты рассчитаны на определенное время. Самый дешевый действует полчаса и стоит 24 кроны (чуть меньше одного евро); за 32 кроны вы сможете кататься полтора часа, за 110 – сутки, за 310 – трое суток. Если ваш визит в Прагу будет долгим, то имеет смысл купить проездной на месяц за 670 крон. Такие билеты не надо компостировать – время начала о окончания его действия уже будут на нем указаны. Продаются такие проездные только на некоторых станциях – спросите в информационном окошке.
Чтобы купить билет с помощью СМС, нужно послать сообщение на номер 90206. Текст должен состоять из кода, обозначающего стоимость (продолжительность) поездки: DPT24 – полчаса, DPT32 – полтора часа, DPT100 – сутки. Соответствующая сумма спишется с вашего счета, а вам будет выслан электронный вариант билета, который и нужно будет при необходимости предъявить проверяющим.
Пользоваться продающими билеты терминалами тоже несложно. Вы узнаете их по надписи jízdenky/tickets (билеты). На корпусе такого автомата есть таблички с типами билетов, рядом с которыми расположены кнопки. Выбираете документ нужной продолжительности и жмете на кнопку столько раз, сколько билетов вам надо. В зеленом окне появится итоговая сумма – пришло время расплаты, доставайте монеты. За 20 секунд терминал напечатает билеты и выдаст сдачу, если должен.
Фразы на чешском, звучащие в вагонах
Запомните или запишите следующие выражения и слова:
- «Příští stanice…» – «Следующая станция (такая-то)».
- «Přestup na linku…» – «Переход на ветку (такую-то)».
- «Vlak přijíždí do stanice» – «Состав подъезжает к станции».
- «Ukončete prosím výstup nástup, dveře se zavírají» – «Осторожно, двери закрываются».
Подземка Праги хотя и несколько отлична от привычной жителям других городов системы, устроена в целом разумно, логично, дружелюбно по отношению к пассажирам. Побывав там пару раз, вы начнете понимать все интуитивно, а если что-то все-таки останется неясным, всегда можно спросить у сотрудников. Метрополитен значительно облегчит ваше пребывание в столице Чешской Республики и сэкономит кучу вашего драгоценного времени.