Базилика Петра и Павла

Базилика Петра и Павла — католический храм на территории Вышеградской крепости, одного из изначальных центров чешской государственности наравне с Пражским Градом. Именно в результате борьбы Вышеграда с Градом и возникла базилика. За почти тысячелетнюю историю храм многократно перестраивался и в итоге приобрел неоготический вид. Как произведение искусства базилика хранит следы готики, барокко и арт-нуво.

История

Во второй половине XI столетия князь Вратислав II не поладил с Яромиром — своим братом и епископом Праги. Яромир не считал себя ниже брата по статусу, а Вратислав не считал епископа ровней себе. Князь решил перенести центр власти из Града в Вышеград, а поскольку власть тогда была связана с религией, то нужна была и новая церковная организация — независимая от Яромира и его Пражской епархии.

Так в 1070 году был создан Вышеградский капитул, который подчинялся Папе Римскому в обход разных там посредников вроде местной епархии. В том же году началось строительство главного храма нового капитула. По легенде, Вратислав лично притащил на стройку дюжину корзин с камнями.

Храм хотели сделать по образцу римского собора Петра и Павла, но дальше названия этот замысел не пошел. Строили десять лет и построили базилику в романском стиле. Предполагалось, что там похоронят Вратислава и его семью; считается, что в 1092 году похоронили. Но археологи ничего такого там не нашли.

Первая масштабная перестройка и расширение случились в 1129 году при князе Собеславе — младшем сыне Вратислава. В середине XIII века костел сгорел — при восстановлении романская архитектура уступила место ранней готике. Еще больше готики добавил Карл IV, при котором в 1369 выполнили большую реконструкцию. Так храм стал трехнефным с часовнями в боковых нефах.

Новая красота долго не продержалась: начались гуситские войны, в которых базилика сильно пострадала. Восстанавливать закончили только к концу XV века, а там уже подходило время Ренессанса — надо было опять переделывать. Что и произошло в 1576 году.

Возрождение продержалось в костеле около ста лет. В 1678 году появился первый элемент барокко — колокольня. В первой половине XVIII века барокко окончательно захватило костел: реконструировали свод, фасад, часовню Святой Анны. Вскоре после этого капитул потерял свою независимость, ради которой все и затевалось.

Наконец, в 1885 году стартовала вроде бы последняя реновация — под неоготику. Барочную колокольню отстранили, зато появилась пара передних башен — Адам и Ева. Центральный неф сделали неоготическим. У его верхней части нет окон, что превращает базилику в псевдобазилику.

Башни Адам и Ева

Завершилась та реконструкция в начале XX века. В интерьер церкви она привнесла много элементов чешского модерна, арт-нуво, вдохновленных работами Альфонса Мухи.

Внутри базилики

Архитектура и внешний вид

Фасад состоит из трех вестибюлей, двух симметричных башен и треугольной крыши. Над главным входом находится тимпан — украшенное углубление. Главный тимпан вышеградской базилики украшен ценой на мотив Страшного суда: Христос с апостолами, под ними святой Михаил сопровождает души в рай, а ангелы играют им на дудках.

 

Центральный тимпан

Тимпаны боковых входов украшены мозаиками. Вот, например, вход со стороны башни Адам:

А вот вход со стороны Евы:

Шпили башен — пустые, и их дизайн явно вдохновлен цветами каштанов, которые растут на соседнем Вышеградском кладбище.

Интерьер

Главная тема внутреннего декора — история. История христианства, искусства, чешских земель.

Внутри в первую очередь бросается в глаза обилие золота цветочно-растительных мотивов в настенных и потолочных росписях.

Росписи базилики

Окна украшены яркими витражами. Каждый изображает библейскую сцену на фоне какой-нибудь готической или неоготической церкви — так в базилике представлена история готики.

Витраж

Ну а самая необычная фишка вышеградской базилики — позолоченные и украшенные все теми же цветочными орнаментами росписи в стиле арт-нуво. Они повсюду, тысячи их. Их выполнили Франтишек Урбан и его жена Мария Урбанова-Захрадницка, и результат очень напоминает работы Альфонса Мухи.

Фрески арт-нуво

В костеле есть несколько капелл. Одна из них называется Шанцовская — это бывшая часовня Святой Анны, которая получила теперешнее имя во время барочной перестройки. Тогда в эту часовню переместили статую Девы Марии Шанцовской, которую считают чудотворной. В годы неоготического преобразования появились окна, крестовый свод и фрески на тему жизни Марии.

Шанцовская мадонна

В первой часовне с правой стороны расположен каменный романский саркофаг, где, по легенде, покоятся останки святого Лонгина — человека, который добил распятого Христа, но потом покаялся и стал святым. Но считается, что там похоронили кто-то из Пржемысловичей. Археологи нашли там икону Марии с Иисусом, созданную в XIV веке, в годы правления Карла IV.

Саркофаг кого-то из Пржемысловичей

В третьей часовне с правой стороны хранится готическое панно Девы Марии Дождевой XIV столетия. По легенде, панно создал евангелист Лука, а по истории, образ привез из Италии Карл IV. Затем панно находилось в коллекции Рудольфа II, а в начале XVII столетия его подарили храму. В дни засухи с этим образом ходили по городу и просили дождя.

Дождевая Мадонна

Главный алтарь выполнен в неоготическом стиле и изображает святых Петра, Павла, Кирилла и Мефодия.

Главный алтарь

Сокровищница

В церкви есть комната, где выставлены ценные артефакты — церковные и не только. Там можно увидеть старинные рукописи, золотые чаши, украшенные драгоценностями книги, иконы, кресты, а также остатки одежды и обуви, которые, как считается принадлежали Вратиславу.

Ценные штуки

Кладбище

За базиликой находится Вышеградское кладбище — место захоронения важных деятелей чешского национального возрождения и просто людей, прославивших Чехию своей деятельностью. Само кладбище при церкви существовало в XIII веке. В 1785 году на территории Праги было запрещено хоронить, и только для Вышеградского кладбища сделали исключение, оставив его единственным действующим в границах города.

Вид на базилику с кладбища

Во второй половине XIX столетия на волне чешского национального возрождения появилась и стала популярной идея создать национальное кладбище. В 1875 году для этого расширили территорию старого Вышеградского погоста.

В 1893 году в восточной части поставили Славин — общую усыпальницу с монументом для выдающихся сынов и дочерей чешского народа. Украшают ее скульптурные изображения женских фигур, символизирующие Чехию — скорбящую и побеждающую. На монументе — три пластины с именами первых 15 похороненных.

Славин

В Славине похоронены литераторы, архитекторы, художники, музыканты, ученые. Первого достойного кандидата пришлось ждать восемь лет с момента постройки Славина — в итоге им стал в 1901 году поэт Юлиуш Зейер. Всего Славин состоит из 44 ниш для захоронения, в некоторых — гробы, в других — урны. Сейчас там осталась свободной одна ниша, куда поместятся лишь несколько урн.

В Славине похоронены около 60 человек. Могильный камень каждого содержит биографические данные. Исключение — поэт Ярослав Врхлицки, который завещал украсить свою могилу собственными стихами.

Но волю покойных администрация Славин исполняла не всегда — некоторых хоронили в пантеоне против их желания. Например, актера Эдуарда Когоута. А тело писателя Яна Неруды в итоге пришлось вынести из общей усыпальницы и перезахоронить в отдельной могиле рядом после протестов его близких.

В Славине похоронены Альфонс Муха, Йозеф Мысльбек, Йозеф Гочар, а еще больше лучших представителей чешского народа покоятся в других частях Вышеградского кладбища. Там можно увидеть могилы композиторов Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака, писателей Карела Чапека, Божены Немцовой и Святоплука Чеха, футболиста Йозефа Бицана и многих других.

Могила Антонина Дворжака

Над кладбищенской галереей работали лучшие скульпторы своего времени. Они тоже похоронены на Вышеградском кладбище.

Галерея

Как добраться

Базилика Святых Петра и Павла находится на территории Вышеградской крепости, которая, в свою очередь, стоит на холме на берегу Влтавы в районе Прага-2. Ближайшая станция метро так и называется — “Вышеград”. От нее до базилики можно дойти за 15 минут.

Ближе расположена трамвайная остановка “Острчилова площадь” (Ostrcilovo namesti), куда ходят больше десятка маршрутов. Наконец, можно просто прогуляться по набережной из центра — дорога, например, от Карлова моста займет 40 минут. Такая прогулка — сама по себе хороший вариант самостоятельной пешей экскурсии по Праге.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: