Костел Девы Марии Победоносной

Костел Девы Марии Победоносной в Праге – место паломничества католиков со всего света, особенно из испаноязычных стран. В католических кругах он популярен благодаря пражскому Езулатко – фигурке Иисуса-младенца, известной также как «Bambinо di Praga». Но необязательно быть католиком, чтобы оценить внешнюю и внутреннюю красоту самого здания храма.

Как протестантская часовня стала католическим костелом

Там, где сейчас высится Мария Победоносная, когда-то находилась монастырская протестантская часовня. Она была построена в 1584 году на месте кладбища, где хоронили жертв большого пражского мора. В начале XVII столетия часовня принадлежала немецкой лютеранской общине, которая превратила ее в полноценный костел, когда король Рудольф II расширил свободу вероисповедания и протестанты получили больше прав. В 1613 году церковь освятили именем Святой Троицы – так она и называлась, пока для чешских протестантов не наступили тяжелые времена.

В 1620 году Католическая лига нанесла им решительное поражение при Белой Горе. Чехия оказалась под властью католиков, а протестанты подверглись репрессиям. Все церкви были переданы победившей ветви христианства, которая, в свою очередь, разделялась на многочисленные ордена. Многим орденам достались церкви в Праге, а Святую Троицу на Мала-Стране передали босым кармелитам – ветви испанского происхождения, которая облюбовала Чехию.

Храм при кармелитах

Передача костела состоялась в 1624 году, тогда же церковь освятили в честь Девы Марии Победоносной. Новые обладатели перестроили ее под свой вкус, опираясь на модный тогда стиль барокко. Переделали даже вход, который изначально находился со стороны Петршина холма, а при кармелитах был перенесен на противоположную сторону. Так они хотели показать свои отличие от протестантов.

К середине XVII постройка уже имела тот фасад, какой мы видим сегодня. Добавились башня, мансарда, с южной стороны пристроили большой кармелитский монастырь, а рядом с ним сделали сад с искусственным прудом. Там монахи выращивали рыб и лягушек – свою постную пищу. В общем, обосновались они там основательно.

Но счастье не было долгим. В 1784 году император Иосиф II распустил монастырь, и кармелитам пришлось покинуть костел. Его передали Мальтийскому ордену, а спустя два столетия, в 1993 году, вновь вернули кармелитам, которые пребывают там и сейчас.

На протяжении почти всей своей истории церковь хранит одну из главных чешских святынь – Езулатко, который делал ее оживленным центром паломничества и поклонения что при кармелитах, что при мальтийцах. В 2009 году сам римский папа Бенедикт навестил Марию Победоносную и выразил почтение не только самому храму, но и фигурке Иисуса-младенца. Это главная достопримечательность костела, которая требует отдельного описания.

Пражский Езулатко

Эта деревянная и покрытая воском фигурка маленького Иисуса была изготовлена во второй половине XVI столетия в Испании не то монахом, не то крестьянином. По легенде, создателю явился сам Иисус, чтобы помочь сделать фигурку. Еще одно поверье гласит, будто статуэтка хранит от напастей и жертв, способна исцелять тяжелые болезни и так далее.

Через какое-то время Езулатко оказался у Марии де Лара, фрейлины испанской принцессы. Мария получила статуэтку от своей матери в подарок на свадьбу с чешским дипломатом. Затем фигурка была подарена дочери Марии, Поликсене, на ее бракосочетание. Это была семейная традиция – передавать Иисуса-младенца от матери к дочери. Но у Полискены дочерей не было, и она подарила фигурку кармелитам в 1628 году.

Впоследствии ее теряли, находили с отбитыми руками, восстанавливали, перекрашивали волосы с темного оттенка в светлый. Сегодня Езулатко представляет собой фигурку высотой в 45 сантиметров, которая снаружи обтянута полотном и покрыта воском. На груди у него висит крест, правой рукой он благословляет верующих, а в левой держит увенчанный крестом шар.

Гардероб статуэтки состоит из нескольких десятков пышных платьев и двух корон, одна из которых подарена папой Бенедиктом. Платья тоже подарены благодарными католиками, а самое ценное из них лично сшила Мария Терезия. У куколки есть азиатские одежды, есть подаренное потомком рода де Лара платьице и много других нарядов. Их меняют по десять раз в год на большие католические праздники, и в зависимости от повода Иисус получает наряд разных цветов. Аксессуаров у куклы такое количество, что им посвящен отдельный музей. А сама фигурка находится в храме – в пышном алтаре искусственного мрамора, который украшен статуями.

Оформление костела Девы Марии Победоносной

Внушительный фасад здания декорирован позолоченной скульптурой Мадонны с младенцем, которая размещена над входным порталом. Само строение – зального типа, в нем ясно заметно влияние римского барокко. Под ставней фасада – герб одного из спонсоров строительства, Бальтазара де Маррадаса, благодаря которому фасад и имеет современный вид.

В храме есть две часовни. Одна, декорированная фигурой Марии, находится справа, другая расположена слева и называется часовней Святого Креста. Внутри – сплошная роскошь. Главный алтарь выполнен в стиле раннего барокко с чередованием черного цвета и золотого. При протестантах алтарь был обращен на Восток, но кармелиты обратили его в противоположную сторону.

И этот алтарь, и боковые украшены произведениями живописи, которые изображают пророков и святых. Большая часть декора относится к XVII–XVIII столетиям. К тому же периоду относится большое количество захоронений вельможных прихожан и монахов, находящихся в склепе под костелом. Он пребывает в плачевном состоянии: многие мумии были повреждены водой, их убрали, исчезли также и красивые гробы с металлической отделкой.

Алтарь с Езулатко расположен справа. Статуэтка находится за стеклом, по сторонам алтаря – святой Иосиф и Мадонна. Также присутствуют бог-отец в образе старика и святой дух, традиционно изображенный голубем.

Церковная башня завершается тройкой колоколов, два из которых относятся еще к самому раннему, протестантскому, периоду существования храма. Один из них был создан в 1595 году и носил имя Яна Гуса до того, как в 1829 был перелит и переименован в честь Иоанна Крестителя. Этот большой колокол обладает глубоким звуком. Второй оригинальный колокол назван Иеронимом – он поменьше. Третий же купили в начале XVIII века кармелиты.

Костел Девы Марии Победоносной является не только памятником религии, архитектуры, культуры и истории, но и действующим местом притяжения верующих изо всех уголков Земли, куда только добралось католичество.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: