Собор Святой Варвары в Кутна-Горе

Кутна-Гора — небольшой старинный город неподалеку от Праги, бывший когда-то важным центром добычи серебра. Больше всего известен своим впечатляющим оссуарием — костехранилищем в костеле Всех Святых. Но с точки зрения важности исторического и культурного наследия главная достопримечательность города — костел Святой Варвары. Это второй по размерам готический костел Чехии, необычный для Центральной Европы образец готики и объект из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО,

История

Строить собор начал в 1388 году архитектор Ян Парлерж — сын Петра Парлержа, работавшего над пражским Святым Витом. Местом выбрали холм с видом на речку Врхлице за стенами города. Там жили шахтеры, и уже стояла капелла в честь святой Барбары — их покровительницы. Новый собор унаследовал название.

По плану церковь должна была быть вдвое больше, но финансирование полностью зависело от добычи серебра, а она начала истощаться. Первый трехнефный вариант открыли в 1403 году. Вскоре начались Гуситские войны — стройку остановили на 60 лет. В 80-е годы XV столетия работы возобновили за деньги местных богачей — тогда сделали перекрестные своды, часовню на хорах и поперечный неф.

Примерно тогда же к строительству подключился архитектор Матей Рейсек — создатель Пороховой башни в Праге. Он уделял внимание декору и всяким красивым мелочам. При Рейсеке поставили гротескные скульптуры снаружи и украсили фасад — он сохранился с тех времен.

Фасад костела Святой Барбары

После смерти Рейсека в 1506 строить продолжали по его проекту еще шесть лет. В 1512 году город нанял следующего прославленного архитектора — Бенедикта Рейта, который приложил руку к Пражскому Граду. Он построил пару высоких боковых нефов. По сути, на старой оригинальной церковью Рейт построил еще одну — позднеготическую с большим количество окон.

Идеи Рейта воплощали до 1558 года, когда Кутна-Гора настолько обеднела, что затянувшееся дорогостоящее строительство стало непосильным финансовым бременем.

После поражения протестантов в Битве при Белой горе чешские церкви подверглись рекатолизации, так что со Святой Варвары убрали всю протестантскую символику. Костел отдали иезуитам, которые добавили элементы барокко и пристроили здание коллегии.

В конце XIX—начале XX веков храму решили вернуть первоначальный, готический вид и перестроили большую часть иезуитского барокко обратно — примерно как было. Хотя внутри сохранилось и наследие других архитектурных эпох. В 1995 году ЮНЕСКО признала храм частью всемирного культурного наследия.

“Церковь Святой Барбары — самый яркий объект в Кутна-Горе. Это жемчужина поздней готики, во внутреннем декоре которой фрески изображают жизнь средневекового шахтерского города. Она оказала большое влияние на архитектуру Центральной Европы”, — говорит ЮНЕСКО.

Внешний вид

Красивейшие детали внешнего декора — скульптуры в верхней части здания вообще и на контрфорсе в частности. Там находятся горгульи — скульптуры разных монстров, полулюдей-полуживотных. Большинство из них символизируют пороки, поэтому их и размещали снаружи церкви, а не внутри.

Горгулья

Нынешние горгульи — произведение конца XIX века, когда храму возвращали готический вид. Они очень похожи на своих сородичей из собора Святого Вита, поэтому, вероятно, не являются точными копиями своих оригинальных предшественников.

Еще одна

Готическая фауна храма разнообразна: лягушки, летучие мыши, крылатые бараны, демоны, химеры, гарпии. Уникальная скульптура — обезьяна с апельсином в лапе на одной из южных колонн. Обезьяна выполнена довольно точно с анатомической точки зрения, а апельсин — первое скульптурное изображение этого фрукта в Богемии. Так-то.

Обезьяна с апельсином

Столетиями привлекала внимание странная троица фигур, которых называют танцорами или шутами. Один из них — музыкант, и только он одет. Остальные двое — полностью голые. История появления этих необычных персонажей в декоре храма неизвестна. Легенда XIX века связывает их с неприязнью, возникшей между архитектором Матеем Рейсеком и местными каменщиками, которым не нравилось, что пришлый мастер зарабатывает себе на жизнь в их городе. “Проклятые мигранты занимают наши рабочие места” — вот это вот все.

Интерьер

Внутри храм Святой Барбары тоже оформлен в основном в стиле поздней готики. От той эпохи остались, например, комнаты для хранения богослужебных аксессуаров, книг и одежды священников. Эти помещения создал в 1510 Матей Рейсек. А украшенные резьбой скамьи на хорах относятся к концу XV столетия.

Вид на главный алтарь

В капеллах можно увидеть фрески на темы шахтерской работы — те самые, что так приглянулись ЮНЕСКО как изображение жизни средневекового шахтерского городка. Например, в Хашпильржской часовне есть росписи, на которых легко разглядеть лебедку, тачку и самих шахтеров.

Средневековые шахтеры

Даже само название этой часовни происходит от чешского слова, обозначающего лебедку. Но тамошние фрески затрагивают не только тяжелую жизнь трудящихся, но и более традиционные для церквей темы.

В той же часовне

Еще одна пролетарско-техническая часовня — Монетная. На тамошних фресках показана технология чеканки монет.

Монетная капелла

Другая капелла, Смишковская, расписана сценами “Царица Савская приходит к царю Соломону”, “Суд Траяна”, “Распятие” и другими. Эта капелла относится к концу XV столетия.

Смишковская капелла

Внизу эти сюжеты дополняет изображение подготовки церковной утвари к службе.

Там же

В декоре храма несколько раз можно встретить так называемых зеленого мужчину и зеленую женщину — людей, тесно оплетенных растениями. Они символизируют природное обновление, силу плодородия.

Зеленый мужчина

В контексте изображения связи человека с природой изображение зеленой женщины можно считать уникальным, ведь эту связь можно было бы показать и одним мужчиной. В средневековой Кутна-Горе, может, и не знали слов “гендерная корректность”, но соблюдали ее. Да и ценности экологического активизма в этом тоже можно разглядеть, если прищуриться.

Зеленая женщина

От барочно-иезуитских времен костелу Святой Барбары достался стиль оформления органа.

Орган

Когда храму в конце XIX–начале XX веков возвращали готический вид, спонсоры обновления под старину расщедрились на витражи. Кроме чисто религиозных мотивов, витражи изображают и тогдашнюю современность — например, императора Франца Иосифа I.

Витраж с императором

К тому же времени относится и главный алтарь — его создали в 1905 году. Делали по сохранившимся описаниям не сохранившегося оригинального алтаря 1502 года, который сняли иезуиты.

Главный алтарь

Главное украшение алтаря — вырезанная из дерева сцена тайной вечери.

Главное украшение

Как добраться из Праги в Кутна-Гору и до храма Святой Барбары

На машине. Расстояние от Праги до Кутна-Горы по автомобильным дорогам — примерно 90 км, около полутора часов езды. На BlaBlaCar такая поездка стоит €2.5–3.

На поезде. Поезда из Праги в Кутна-Гору ходят каждый час ранним утром и каждые два часа обычным утром, днем и вечером. Отправляются с главного вокзала, билет во второй класс стоит €10, в первый — €13, время в пути — 50 минут.

От вокзала Кутна-Горы до костела Святой Барбары — примерно 4 км. Можно дойти за час, а можно за полчаса доехать на местной электричке, что идет в Зруч-над-Сазавой. Ближайшая к храму остановка называется “Предместье Кутна-Горы” (Kutná Hora předměstí).

На автобусе. Из Праги в Кутна-Гору ходит автобус №381, он отправляется со станции “Гае” (Haje). На протяжении большей части дня он ходят каждый час, время в пути — 1 час 40 минут. Билет стоит около €2.5.

От автостанции до собора — 20 минут пешком через историческую часть города.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: