Собор Святого Вита в Чески-Крумлове

Собор Святого Вита в Чески-Крумлове со стороны выглядит не так внушительно, как его пражский тезка. Ну так и Крумлов поменьше Праги, так что храм достаточно велик, чтобы вместе с замком доминировать над городом. И достаточно красив и ценен, чтобы вместе со всем историческим центром Крумлова быть занесенным в Список ЮНЕСКО.

История

В 1302 году Крумловский замок, второй по величине после Пражского Града, стал собственностью панов Витковичей из Рожемберка. Петр Рожемберк первым делом основал католический приход, а приходу нужна была приходская церковь. Надо же куда-то приходить прихожанам. Так что построили небольшой костел Святого Вита и часовню Святого Вацлава.

Крумлов был главным городом владений Рожемберков — хоть и небольшая, но столица. Поселение росло, и маленькая приходская церковь уже не вмещала всех приходивших прихожан. В 1340 году Петр Рожемберк решил построить вместо прежнего костела нормальный, большой готический храм. Руководил работами немецкий архитектор Линхарт фон Альденберг — на главном своде до наших дней сохранился его герб.

Герб Альденберга на потолке собора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но город все равно рос быстрее. В начале XVI века размеры нового храма показались недостаточными тогдашнему главному Рожемберку — Йиндржиху III. При нем начали новую, монументальную реконструкцию, почти полностью перестроив костел. Результат тех работ более-менее и сохранился до наших дней. От оригинальной церкви остался только фундамент, а от второго варианта — кладка нефа.

От перестройки времен Йиндржиха осталась не только архитектура, но и контракт между викарием Гостиславом и мастером Станеком. Договор подробно описывает, как и что Станек должен построить. Нужно было переделать своды, как в пражском Святом Вите, возвести восемь колонн — как в костеле Святого Илии в Милевско. Описанные в контракте планы совпадают с тем, что мы видим в храме сегодня.

Свод собора Святого Вита в Праге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строили не только за деньги Рожемберков — существенную часть средств собрали пожертвованиями. Строительство завершилось уже после Гуситских войн — собор освятили в 1439 году.

В конце XVI столетия Святой Вит стал родовой усыпальницей Рожемберков. Там похоронили сначала жену Вилема Рожемберка — Анну — а потом и его самого. Брат Вилема, Петр Вок, построил новый алтарь и украсил усыпальницы надгробиями красного мрамора. Алтарь венчала статуя Рожемберкского всадника.

За год до смерти Вилем передал храм под опеку иезуитов. Они отплатили тем, что после смерти Вока убрали фигуру всадника и даже попытались убрать надгробия, но безуспешно.

В 1622 году Крумловский замок стал собственностью рода Эггенбергов. Этот период истории костела запомнился спорами герцога Иоанна фон Эггенберга с церковниками. Они хотели убрать установленные Петром Воком скульптуры, а герцог считал это вмешательством в свои личные дела и разрушением своего личного имущества.

Видно, надгробия Вилема и Анны Рожемберков сильно досаждали церковным властям, потому что в 1717 году они вновь попытались от них избавиться. Мол, плиты мешают службам. С соответствующей просьбой обратились к герцогине Марии фон Эггенберг, но она умерла, так что вопрос решить не удалось.

С ее смертью в 1719 году род Эггенбергов пресекся, и все имущество унаследовали Шварценберги. Они первым делом построили в костеле часовню Яна Непомуцкого, которого объявили своим покровителем. Позже в костел даже переместили часть мощей Яна в качестве реликвии.

Особенностью интерьера того времени были так называемые алтари сословной чести. Это были боковые алтари, обустроенные на деньги всевозможных ремесленных цехов: каменщиков, пекарей, пивоваров, мясников и так далее. Теперь на их месте остались четыре общих неоготических алтаря: слева — Франтишека Ксаверского, справа — Девы Марии, Святого Вацлава и Святого Флориана.

В 1783 году священникам наконец удалось договориться с герцогами и вынести надгробия Вилема и Анны Рожемберков из пресвитерия. Гробницы вскрыли и нашли там два массивных оловянных гроба Вилема и Анны общим весом в 559 килограмм. Еще там были два деревянных гроба поскромнее — для Шварценбергов. Их трогать не стали, а останки Вилема и Анны переместили в дубовые гробы и тоже оставили в склепе. Металлические гробы продали с аукциона, а надгробные плиты раздора разместили у входа в часовню Яна Непомуцкого. Там они находятся и сейчас.

Кроме того, в капелле Непомуцкого похоронены сердца некоторых представителей рода Шварценбергов, в том числе — сердце и останки Элеоноры фон Шварценберг, которую местные жители считали вампиршей. Вера в вампиров была тогда распространена, и таких людей хоронили по-особому. Археологи находили обезглавленные тела, голова уложена между ног, во рту — камни, на ногах — грузы.

Такая судьба могла бы постигнуть и Элеонору. Она родила ребенка в 41 год, что было необычно; она разводила волков и даже, говорят, пила волчье молоко; умерла в страшных муках. Этого было достаточно, чтобы заподозрить человека в вампирстве. Властям даже пришлось прислать в город врача, который опросил очевидцев и сделал вывод, что никакие вампиры тут ни при чем. После этого эрцгерцогиня Мария Терезия запретила хоронить людей по-вампирски.

В конце XIX столетия собор Святого Вита в Чески-Крумлове окончательно приобрел нынешний внешний вид: луковичную башню заменили на восьмигранную. С тех пор там не было значительных изменений — только ремонты и реставрации. В костеле до сих пор проходят службы, устраивают концерты органной музыки.

Интерьер

В основном интерьер храма — новоготический, но есть и элементы других стилей. Например, кафедра и алтарь в часовне Яна Непомуцкого выполнены в стиле рококо, а рядом с часовней — фреска начала XV столетия.

Еще одна капелла — Воскресения — относится ко времени готической перестройки XIV–XV веков. Позже ее переделали под барокко, готические ребра убрали, а в 1777 году полностью расписали заново.

Росписи в капелле Воскресения

В конце XIX столетия поставили неоготические боковые алтари Франтишка Ксаверского и Девы Марии. Главный алтарь в стиле раннего барокко украшен картиной, изображающей Деву Марию и святого Вита. Оригинал был написан, когда костел был под патронажем иезуитов — вторая половина XVII столетия — а в конце позапрошлого века картину переписали.

Вид на главный алтарь костела

В костеле есть два органа — так повелось еще с XIV столетия. Инструменты тех времен не сохранились. Старший из нынешних органов построен в 1715 году
в стиле барокко, а главный, неоготический орган сделали в 1908 году. Играют в основном на нем, но иногда используют и старинный.

Как добраться до Чески-Крумлова и собора Святого Вита из Праги

Чески-Крумлов расположен на самом юге Чехии. Дорога на машине займет примерно 2,5 часа (€6 на BlaBlaCar).

На поезде — чуть меньше трех часов, билеты стоят €19–25. Составы отправляются с главного пражского вокзала, многие идут с пересадкой в Ческе-Будейовице.

Билет на автобус будет стоить в районе €7–8, рейсы ходят часто и целый день. Сесть на автобус до Крумлова можно на нескольких пражских автостанциях: на “Флоренце”, на остановке у ж/д вокзала, на “Анделе” и на “Розтылах”.

Собор Святого Вита находится в исторической части города, в одном из изгибов Влтавы. Путь пешком от железнодорожного вокзала займет около 20 минут.

Автостанция находится ближе к центру города, и от нее до костела — примерно десять минут ходьбы.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: