Костел Святой Анны в Старе-Место

Готика, барокко, уникальные детали экстерьера и интерьера, гуситы и тамплиеры, историческая типография и современный творческий центр — все это костел Святой Анны, неприметная с виду церковь в Старе-Место.

История костела

Самая старая часть костела — нынешний алтарь, бывшая ротонда Святого Лаврентия, которую заложил святой Вацлав еще в 927 году. Алтарь к ней пристроили в начале XIII века тамплиеры, обосновавшиеся в этой части Старе-Места. Ротонду перестроили так, чтобы вокруг нее можно было возвести целый кластер — костел и монастырь. Так что алтарная часть старше самого костела на добрых триста лет.

Костел Святой Анны

В 1312 году король Ян Слепой решил, что тамплиеры не нужны — и комплекс оказался во владении доминиканцев. В те же годы к костелу пристроили башню, которую частично разобрали в 1870 году; при Карле IV готическую перестройку завершили лепниной и фресками.

Дни гуситского восстания церковь Святой Анны благополучно пережила благодаря родству одной из монахинь с вожаком гуситов Яном Жижкой. Костелы, которые такой протекции не имели — все, кроме Анны — были разграблены.

На протяжении XVII столетия церковь прошла через две большие перестройки: под Ренессанс и барокко. В 30-х годах XVIII века визуальные украшения дополнило хорошее аудиосопровождение: здесь служил органистом будущий композитор Кристоф Глюк.

Внутри Святой Анны

В 1782 году император Иосиф II провернул свою реформу, которой все монастыри были упразднены. Костел Святой Анны временно стал жилым домом, а в 1795 году его купил издатель и коллекционер антиквариата Ян Фердинанд Шенфельд. Он открыл в бывшей церкви типографию, которая позже, при братьях Хаас, станет крупнейшей в империи. Чтобы переделать костел в промышленно-торгово-складское здание, частью красот пожертвовали.

Типография обосновалась там надолго. Менялись только ее владельцы, которых объединяло пренебрежение к уникальному архитектурному наследию. В 1982 году здание стало собственностью Народного театра, который позже сдал его в 99-летнюю аренду Фонду Вацлава Гавела за символическую плату — одна крона в год.

Фонд убрал все лишние внутренние конструкции и восстановил фрески, оставив нетронутым все, что можно было оставить. Отреставрированный и законсервированный костел Святой Анны приспособили под нужды “Пражского Перекрестка” — духовно-культурно-творческого центра. Там проводят концерты, спектакли, конференции и все такое.

Духовно-творческая встреча маркетологов в костеле

Фрески

Внутри костела сохранились довольно большие фрагменты оригинальных росписей. Самые ценные из них создали придворные художники в конце правления Карла IV — когда чешская культура переживала один из своих исторических пиков.

Фреска в костеле Святой Анны

Всю открытую часть южной стены пресвитерия — а это 8 на 9 м — занимала фреска “Оплакивание Христа”. От нее частично сохранилась центральная сцена: Мария сидит и держит тело Христа на коленях. Голову Иисуса поддерживает коленопреклоненный святой Ян, а за ним — женская фигура в желтом, голова которой не сбереглась.

Слева — пешие и конные стражники-участники казни покидают Голгофу. А в правом углу сохранившейся части автор изобразил лестницу в крови Христа и дерево. Все это происходит на детально проработанном в темных тонах фоне: заросли травы, белые цветы.

На противоположной, северной, стене пресвитерия находится фреска “Семь таинств” — почти правильный квадрат с изначальными размерами 5х4.5 м. Центральную часть занимает монументальное трехметровое изображение распятого Христа. Оно служит главным мотивом самого тайного таинства — причастия; у подножья креста — алтарь, на нем — чаша причастия, в нее мощным потоком течет кровь из раны Христа. Перед алтарем священник поднимает облатку — тоже свежеокровавленную.

Остальные шесть таинств изображены небольшими иллюстрациями — две симметричные группы по три таинства по обе стороны распятого. Слева — брак, крещение, конфирмация; справа сохранилось только изображение священства, а таинства покаяния и последнего помазания не сбереглись. Но они там были — как без них.

Под этим всем голубокрылый ангел выносит из ада чью-то душу, на которую сошла благодать — опять-таки в виде крови Христовой.

Справа от “Семи таинств” — фреска на тему еще одного популярного сюжета, “Поклонение волхвов”. Она состоит из трех частей. Слева — Мария в синем плаще держит на коленях младенца; за нею стоит святой Иосиф, а на фоне угадываются остатки изображения яслей.

Мама и сын смотрят на первого коленопреклоненного волхва, от которого осталась только линия спины. Второй не сохранился вообще, зато третий более-менее дожил до наших дней. Он одет в зеленое платье, в правой руке держит кубок, в левой — рукоятку трости. Волхвы стоят на фоне растений и скал, из-за которых выходят три лошади.

Интересно, что этот третий волхв лицом сильно похож на короля Вацлава II, сына Карла IV. Учитывая, что волхвов в этой сцене часто рисовали с настоящих королей и что церковь Святой Анны была королевской, можно предположить, что два других волхва изображены в виде Карла IV и Яна Слепого, которые подтверждали ее статус.

На фресках история украшения костела Святой Анны не заканчивается. Позже появлялись изображения разных святых, Девы Марии, монархов и королевских процессий. Еще позже готические изображения перекрыли ренессансными и барочными, но те не могли сравниться с оригинальными росписями по качеству.

Как добраться

Костел Святой Анны находится в Старе-Место — в той его части, что прилегает к Карлову мосту. До Староместской мостовой башни — пять минут пешком. Другая достопримечательность в непосредственной близости — Клементинум, метро “Староместская” находится в семи минутах ходьбы. На соседней набережной Сметаны есть трамвайная остановка “Карловы лазне” (Karlovy lazne), где ходят маршруты №№ 2, 14, 17, 18, 24, 93.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: