Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь — он же монастырь На Слованах или просто Эмаузы — ровесник Карлова моста, и стоил столько же. Он ярко выделятся на фоне классической пражской архитектуры своим эклектичным стилем, особенно — двумя острыми современными шпилями в форуме крыльев. Но готическая основа комплекса все еще хорошо просматривается, а самое интересное там — старинные фрески и мозаики.

История

Эмаусы основал король Карл IV в 1347 году. Кластер был частью монаршего плана по застройке района Нове-Место: должны были построить пять церковных сооружений, которые образовывали бы крест.

Кроме градостроительной цели, была и религиозно-культурная. Карл хотел устранить противоречие между западным христианством, под влиянием которого находилась Чехия, и восточным. Монастырь должен был стать центром распространения христианских догм среди чехов и прочих славян на славянском языке. Поэтому первым жителями Эмаусов были бенедиктинцы-славяне из нынешней Хорватии. И поэтому же освящал кластер в 1372 году не представитель Папы Римского, а архиепископ Праги.

Эммаусский монастырь — первый католический монастырь, где службу вели на церковнославянском языке. Это принесло ему народную популярность.

Название кластер получил благодаря главе из Нового Завета, которую читали в день освящения. Она рассказывает о явлении воскресшего Иисуса ученикам, когда те шли в палестинский город Эммаус.

Карл IV подарил монастырю Реймсское евангелие — пергаментную рукопись на церковнославянском языке. В 1395 году монахи Эмаусов написали вторую часть евангелия — на хорватской глаголице для совершения католических служб на славянском языке. Позже евангелие оказалось в кафедральном соборе французского Реймса, и на нем давали клятву короли Франции. Сейчас оно находится в городской библиотеке Реймса.

Реймсское евангелие

Евангелие из монастыря вынесли гуситы, но в целом они Эмаусы пощадили — не разорили совсем. Службы продолжались в годы Гуситских войн, но по большому счету комплекс приходил тогда в упадок. Монахов становилось меньше, монастырь служил чем-то вроде общежития для деятелей умеренного крыла гуситского движения. Один из них, аббат Бенешовски, в конце XVI столетия женился на дочке трактирщика и открыл в монастыре свой кабак.

Умеренное гуситское безобразие закончилось в начале XVII века, когда при Рудольфе II Эммаусский монастырь вновь стал католическим, даже вновь бенедиктинским. Только бенедиктинцы теперь были из Каталонии. На протяжении XVII–XVIII столетий они перестраивали кластер — появились новая крыша, новый алтарь, пара новых башен.

В 1781 году император Иосиф II издал указ о церковной реформе. Монастыри и церкви должны были содействовать народному просвещению или помогать больным, иначе их закрывали. Чтобы выжить, Эмаусам пришлось командировать монахов в гимназию в качестве учителей. В самом кластере остались только аббат и самые старые монахи.

Но нет худа без добра: один из аббатов Эммаусского монастыря того периода воспользовался реформой во благо общины. Многие монастыри закрывались, и он скупал у них по дешевке разное добро: книги, живопись, произведения разных там искусств. Так в Эмаусах появилась богатая коллекция.

В конце XIX столетия в соседней Германии Отто фон Бисмарк затеял так называемую борьбу за культуру — политику по установлению государственного контроля над католической церковью. В стране запретили орден иезуитов, Германия разорвала дипломатические отношения с Ватиканом, власти контролировали отношения священников и прихожан. Несогласных церковников сажали в тюрьму или высылали.

Так Эммаусский монастырь в 1880 году стал убежищем для немецких бенедиктинцев. Как и их испанские собратья в прошлом, они осовременили внешний вид кластера — убрали барокко, добавили неоготику и новые росписи.

В первой половине XX века Эмаусы были на пути к возрождению. Монастырь стал центром Литургического движения, которое пыталось возродить живой народный интерес к богослужениям. Там издавали газету и проводили службы по греческому обряду — как и хотел основатель, Карл IV.

Развитие прервала война. В 1941 году бойцы чешского сопротивления использовали монастырь для радиотрансляций — Эмаусы стали целью оккупантов. Комплекс захватили, монахов сослали в концлагерь Дахау, а в зданиях сделали лазарет.

Но сам кластер больше всего пострадал в дни освобождения: американские самолеты, летевшие бомбить Дрезден, сбились с курса и по ошибке разбомбили Прагу, тоже занятую тогда немцами. Среди прочего, пострадали статуи на Карловом мосту, Дом Фауста и Эммаусский монастырь. Две церковные башни были уничтожены, от неоготического здания остались только своды, а две трети сводов церкви обрушились.

После войны коммунисты интернировали большинство монахов, а остальные убежали в Италию. Комплекс передали Академии наук Чехословакии и принялись ремонтировать-реставрировать. В 60-х годах и появились шпили-крылья, по которым монастырь безошибочно узнают сегодня.

После Бархатной революции церковь и монастырь вернули бенедиктинцам, которые опят занялись реставрацией и обновлением. Сейчас к Эмаусам приписаны три монаха, они делят комплекс с Академией наук, которая так и не выехала оттуда.

Архитектура и достопримечательности

Кроме ультрасовременных шпилей, монастырь примечателен остатками былых эпох. От готических времен сохранилась галерея вокруг внутреннего двора. В XIV столетии ее стены расписали серией изображений на библейские сюжеты — 85 сцен. И хотя этот декор пострадал в разных исторических передрягах, он остается ценной коллекцией и главной достопримечательностью кластера.

Как добраться

Эммаусский монастырь находится в районе Нове-Место, Прага-2, по соседству с Карловой площадью и Домом Фауста.

Ближайшая станция метро — “Карлова площадь” (Karlovo namesti); от нее до монастыря — семь минут пешком. Примерно столько же — от трамвайной остановки “Площадь Палацкого” (Palackeho namesti), что на ближайшей набережной.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: