Градчанская площадь

Градчанская площадь — центральное место Градчан, одного из исторических пражских районов, имевшего когда-то статус города и право самоуправляться. Площадь соединена с Первым внутренним двором Пражского Града и его западными воротами. С юга на ней есть терраса, откуда открываются виды на город, а по периметру площадь окружена сплошными дворцами.

История Градчанской площади

Когда-то на месте нынешней Градчанской жил поселок славян. В 1333 году ему присвоили городской статус — поселок стал третьим городом Праги после Старе-Места и Мала-Страны. Градчаны были самым компактным из них — площадь-рынок и две улицы. Правом на самоуправление Градчаны пользовались до 1784 года, когда их вместе с остальными городами объединили в Королевский город Прага.

Площадь, ясное дело, была главным местом того средневекового городка, населенного в основном церковниками и прислугой из Града. В 1598 местность стала королевским городом, и туда понаехали аристократы — так по периметру появились дворцы.

Декор Градчанской

Марианская колонна. Сооружать чумной столб в 1725 году с личного одобрения императора Карла VI на том месте, где в чумные дни молились за окончание эпидемии. Город Градчаны не был особенно богатым, поэтому полностью столб закончили в 1736.

Чумной столб

Сверху столб украшает фигура Богородицы, а саму колонну — святые. Фигуры изготовил Фердинанд Брокофф. Пьедестал окружают святые Вит, Вацлав и Войтех, известный за пределами Чехии как Адальберт. На пьедестале стоят Карел Боромейский, Ян Непомуцкий, Петр, Павел, Флориан и Елизавета Тюрингийкая, которая дает милостыню нищему.

Нынешняя Мария на вершине колонны — копия конца XIX века. Ее поставили вскоре после того, как оригинальную фигуру позолотили — она сейчас находится в Лапидариуме.

Оригинальная Мария

Газовый фонарь. Старинный осветительный столб на восемь газовых фонарей, установленный в 1868 году. Пьедестал украшают четыре женские фигуры, а центральную коринтийскую колонну — фигура, символизирующая Прагу. На соседней Лоретанской улице еще один такой фонарь — и вместе они считаются охраняемыми памятниками культуры. И да, фонарь работает — светится в темноте.

Фонарь на Градчанской

Битва Титанов. Так называется скульптурная композиция, украшающая главные ворота Пражского Града, которые находятся в западной части площади. На самом деле это никакие не титаны, а два римских гладиатора, готовящихся нанести финальный удар своим соперникам. Один орудует ножом, другой — дубиной. Этот замысел автор, Игнац Платцер, позаимствовал у композиции, что стоит у здания имперской канцелярии в Вене. Оригинальные скульптуры были созданы в 1762 году, сейчас на их месте стоят вольно исполненные копии 1902 года.

Вход в Град с Градчанской

Ворота между площадью и Градом охраняет почетный караул, а торжественная церемония смены этого караула вечно собирает толпу туристов.

Смена караула

Памятник Томашу Масарику. Статуя первого президента первой Чехословацкой республики стоит на юге площади с 7 мая 2000 года — 150-летнего юбилея со дня рождения Масарика. Перед тем, как ее там поставить, провели тестирование. Копии статуи установили на противоположном конце площади, а также еще в пяти разных местах Праги. Потом опросили пражан, где им статуя нравится больше всего.

Памятник Томашу Масарику

Высота статуи — три метра, вес — полтонны. Памятник сделали в 1989 году на основе работы скульптора Отакара Шпанеля 1931 года, которая сейчас находится в Пантеоне Национального музея.

Дубликат этой статуи стоит в Мехико на улице Томаша Масарика — одной из самых дорогих улиц мексиканской столицы и мира, наполненной магазинами, бутиками и ресторанами.

Масарик в Мехико

В западной части площади, перед спуском по Новой замковой лестнице, стоит статуя католического святого Филипа Нери работы Яна Брокоффа 1715 года. Изначально она стояла в другом месте площади, и даже имя памятника было другим. Это была фигура Яна Саркандера — католического священника, которого во время Восстания сословий восставшие заподозрили в измене и сотрудничестве с императором Фердинандом и запытали до смерти.

Филип Нери, он же Ян Саркандер

В начале XVIII его собирались канонизировать, но противоречивая фигура вызывала споры среди верующих, и дело это отложили. Статую перенесли на новое, нынешнее место, и переименовали под святого с чистой репутацией — Филипа Нери. Саркандера таки в итоге канонизировали в 1995 году, но памятник ему так и не вернули.

Дворцы и здания Градчанской площади

Каждое здание по периметру Градчанской — достопримечательность. Начнем с юго-восточного угла и пойдем по часовой стрелке.

Сальмовский дворец (Национальная галерея). Дворец в стиле классицизма с элементами ампира начала XIX столетия.

Салмовский дворец на Градчанской

До середины XXII столетия на этом месте стояли отдельные ренессансные резиденции знати, которые объединил в одно здание Карел Штернберк. В конце XVIII века дом оказался в собственности архиепископа Праги Вилема Флорентина из рода Салм-Салм. При нем дом радикально переделали — получился нынешний дворец. После смерти архиепископа дворец купил граф Шварценберг вдобавок к своей соседней резиденции.

Дворик Салмовского дворца

С 2004 года здание занимает Национальная галерея, и там проводят выставки живописи.

Галерея в Салмовском дворце

Шварценбергский дворец. Образец итальянского Ренессанса, дополненного чешскими архитектурными традициями.

Шварценберский дворец

В середине XVI века на Градчанской случился пожар, и остатки сгоревших мещанских домов выкупали аристократы под свои резиденции. Граф Лобковиц купил три здания и объединил их во дворец — его долго называли Лобковицким. Потом здание меняло хозяев, пока в 1717 году не оказалось в собственности Шварценбергов.

С начала XX столетия там работали разные музеи, а с 2008 года — Национальная галерея. Там находятся выставка чешского барокко и оружейная экспозиция.

Выставка во дворце Шварценбергов

Снаружи Шварценбергский дворец украшен сграффито, и это главная его примечательность.

Сграффито Шварценбергского дворца

Монастырь босых кармелиток. Следующее здание на запад от дворца Шварценбергов, барочный монастырский кластер. Кармелитки прибыли в Прагу в 1655 году, и для них начали строить обитель на основе соседнего приходского костела Святого Бенедикта. Строили долго, и монахини переехали в комплекс в 1671 году — еще до окончания работ.

Монастырь босых кармелиток

Кластер несколько раз менял хозяев. Например, при коммунистах там был шикарная гостиница для членов правительства. После Бархатной революции комплекс вернули кармелиткам, те распродали интерьеры отеля, а на вырученные деньги вернули зданию подобающий монастырю вид.

Церковь Святого Бенедикта. Часть монастырского комплекса, находится на юго-западном углу площади.

Приходская церковь на этом месте известна с 1353 года — задолго до всяких кармелиток, хоть босых, хоть обутых. Главная реликвия храма — мумифицированная Мария Электра, первая настоятельница монастыря.

Тосканский дворец. Большое здание римского барокко, занимающее почти всю западную сторону Градчанской и известное еще как дворец Тун-Гогенштейнов.

Тосканский дворец на Градчанской

Строить его — как обычно, на месте нескольких жилых домов — начал граф Михал Тун-Гогенштейн. Он умер еще до конца работ, и недостроенное здание стало собственностью герцогини Анны Тосканской. Сейчас там находится МИД Чехии.

Мартиницкий дворец. Прекрасный образец ренессансной архитектуры второй половины XVI века, занимает северо-западный угол Градчанской.

Мартиницкий дворец

Основа для нынешнего дворца появилась после пожара. В 1541 году на месте нескольких сгоревших домов некто Онджей Теифл построил для себя резиденцию и разбил сад. Позже он продал имение семье Мартиниц, при которых дворец начали перестраивать. В 1618 году работы пришлось прекратить, потому что Ярослав Мартиниц стал жертвой Второй пражской дефенестрации. Его вместе с другими приспешниками императора выкинули из окна канцелярии в Граде. Мартиниц выжил, но ему пришлось покинуть страну — было не до дворцов.

Заканчивали здание уже в стиле раннего барокко. Только в конце XX века выяснился архитектурный замысел Ярослава Мартиница: резиденция — вдвое уменьшенная копия Королевского дворца в Граде. В конце XVIII столетия род Мартиниц прекратился, новые хозяева разделили дворец на квартиры, чтобы сдавать в аренду. Оригинальный вид интерьеров уже в XX веке восстановили по сохранившимся чертежам и планам.

Интерьер Мартиницкого дворца

Снаружи Мартиницкий дворец обильно украшен фигурным сграффито на библейские и античные темы.

Дворик

С 2016 года здание принадлежит инвестиционной группе, там проводят экскурсии, устраивают свадьбы-банкеты.

Штернбергский дворец (Национальная галерея). Образец светского позднего барокко, занимает большую часть севера Градчанской. Сейчас он занят, ясно, Национальной галереей, и на его нескольких этажах выставляют произведения искусства от времен Древнего Рима до конца барочной эпохи.

Двор Штернбергского дворца

До 1690 года на этом месте была резиденция рода Лобковиц в стиле Возрождения. Граф Штернберг ее купил, соединил с соседним домом и в начале следующего века перестроил под барокко. Во второй половине XVIII столетия дворец стал центром Королевского общества науки и Общества друзей искусства. Аристократы стали передавать туда произведения искусства, Общество завладело дворцом полностью и открыло выставку в 1814 году.

Сад Штернбергского дворца

Как водится, здание меняло хозяев, а Национальная галерея въехала туда после Второй мировой. С 2003 года там работает постоянная выставка европейского искусства.

Выставка в Штернбергском дворце

Архиепископский дворец. Пример архитектуры барокко и рококо, находится с восточной стороны Градчанской площади. Для разнообразия здание не принадлежит Национальной галерее — это действующая резиденция епископов, они не такие простаки, их так не выкуришь.

Архиепископский дворец на Градчанской

Мещанские дома, стоявшие на этом месте, объединил в ренессансную резиденцию Флориан Гриспек, приближенный императора Фердинанда I. Сын Гриспека продал здание тому же Фердинанду, чтобы погасить долги, а монарх в 1561 году передал имущество архиепископу Праги Антонину Брусу. С тех пор там находится архиепископская резиденция, и даже загребущая галерея не может ничего с этим поделать.

Архиепископы любили, чтоб все было стильно и модно — с наступлением каждой новой архитектурной эпохи здание перестраивали. Нынешний вид дворец получил во второй половине XVIII века от архитектора Яна Вихра, поэтому здание называют еще Вихровым дворцом. Внутри можно увидеть фрески, лепнину, рельефные изображения церковников, портреты епископов, гобелены ручной французской работы и много чего еще.

Внутри Архиепископского дворца

Как добраться

Градчанская находится прямо у Пражского Града. Ближайшая к площади станция метро — “Малостранска” (Malostranska), около 20 минут пешком. От метро можно подъехать на трамваях NoNo 22 и 23 до остановки “Пражский Град” (Prazsky Hrad), а оттуда уже пешком — тогда это займет 10–15 минут.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: