Гаррахов

Гаррахов — городок на севере Чехии, рядом с Польшей, и это одно из самых популярных мест пересечения границы между странами. Город находится еще на одной границе — разделяя горы Крконоше и Йизерские горы. Гаррахов известен прежде всего как горнолыжный курорт и место проведения профессиональных международных соревнований по горным лыжам и прыжкам с трамплина. А еще в этих местах зарождалось богемское стекло, и до сих пор работает завод, один из старейших в Чехии.

История с географией

Нынешний Гаррахов состоит из четырех районов — бывших деревень: Рыжовиште, Новый-Свет, Янов и Митини. Рыжовиште было одним из старейших шахтерских поселков в горах Крконоше — его основали еще до гуситов. История кустарного изготовления стекла прослеживается здесь до XIV столетия.

В XVII столетии в регион прибыли немецкие поселенцы и основали деревню Дорфль. Первый полноценный стеклодувный завод появился в Рыжовиште в 1630 году и проработал до 1711. Эти земли тогда принадлежали австрийско-чешскому роду Гаррахов, и тогдашний граф Алоис Гаррах в 1712 году разрешил жителю Рыжовиште Элиасу Мюллеру открыть стекольный завод в Дорфле. С тех пор поселение стало называться Гарраховдорф, что позже трансформировалось в современное название.

Метное производство принадлежало Гаррахам до 1942 года и продолжает работать до сих пор, несмотря на пожары и разрушения. Богемское стекло принесло местности первую национальную и международную известность — еще до всяких там горных лыж.

Но и спортивной славой город тоже обязан роду Гаррах, а вернее Яну Непомуку Гарраху. Это был политик, меценат, общественный деятель и патриот Чехии, который много сделал для страны во второй половине XIX и в начале XX века. Он помогал строить Национальный театр и открыть Национальный музей в Праге, участвовал в Славянском конгрессе и устроил конкурс чешской оперы.

Любил Ян Гаррах и горный туризм. В 1892 году он побывал на выставке в Осло, где среди прочих спортивных товаров увидел лыжи. Он купил несколько пар — а тогда это было дорого — и отправил их в свои лесные хозяйства к Крконошах. Лыжи должны были облегчить лесорубам передвижение по лесу, но вскоре открылась и спортивная польза. В 1895 году в Йилемнице, что неподалеку от Гаррахова, появилась лыжная ассоциация, а в 1905 году в самом Гаррахове прошли соревнования.

В 1920 году здесь построили первый трамплин. После Второй мировой к Гаррахову присоединили Новы-Свет и Рыжовиште. В 1959 году социалистические Чехословакия и Польша обменялись территориями, чтобы изменить границу и облегчить работу местных железных дорог, которые строили, когда вся округа была в одном государстве. Так к Гаррахову присоединился нынешний район Митини, а Польша получила взамен территорию севернее Мертвого верха.

В 1973 году Гаррахов получил статус города, а в 1980 его взялись модернизировать, чтобы превратить в полноценный горнолыжный курорт. В 1992 году здесь остановили горную добычу, и теперь местность полагается только на туризм. Но не только за зимний — летом тут тоже есть заняться.

Спортивная инфраструктура

Зимой. Главная вершина курорта — 1020-метровая Чертова гора, вокруг нее и вертится в основном местная спортивная жизнь. На ней оборудованы пять трамплинов, один из которых — в числе крупнейших в мире. Там проводят международные соревнования, и время от времени устанавливают мировые рекорды. Один из трамплинов имеет искусственное покрытие.

В Гаррахове проложены семь трасс для горных лыж: одна сложная, одна легкая и пять средней сложности. Общая протяженность спусков — около 8 км, самая длинная трасса — 2,2 км, это легкая. Сложный спуск — 1,25 км с вершины Чертовой горы в Рыжовиште. Есть освещенные трассы для вечернего катания, есть искусственный снег.

Зимняя карта Гаррахова

В Гаррахове работают 15 подъемников, которые способны перевозить более 6 тысяч человек в час. Ски-пасс стоит €22 за сутки в низкий сезон, €30 — высокий сезон.

На курорте проложены около 100 км трасс для беговых лыж разной сложности, есть каток, инфраструктура для сноутюбинга, бобслея, сноубординга и прочих развлечений в таком духе. Для совсем начинающих работают лыжные школы.

Летом. В сравнительно теплый сезон в Гаррахове можно покататься по бобслейной трассе, полазить в веревочном парке, покататься на горных велосипедах, устроить поход по пешим маршрутам. Есть поля для гольфа и футбола, открытые и закрытые теннисные корты, детские площадки, бассейн, боулинг и много чего еще.

Летняя карта Гаррахова

Достопримечательности Гаррахова

Стеклодувная мастерская. Нынешний завод-музей стоит на месте, где в 1712 году построили стеклодувный завод. Он несколько раз горел, его отстраивали заново, до 1943 года производство принадлежало Гаррахам, после — Чехословакии, а в 1993 году его купил мастер Франтишек Новосад. Теперь предприятие называется “Новосад и сын”.

Стеклодувная мастерская

Сейчас это вторая по возрасту мастерская богемского стекла в Чехии, а ее мелющее оборудование — старейшее в мире. Там по-прежнему используют старинные технологии и даже ручную работу — стеклу придают форму и украшают его руками.  Туристы могут побывать на производстве, в музее и даже попробовать выдуть что-нибудь самостоятельно. Само собой, есть тут и фирменный магазинчик, где можно купить гарраховское богемское стекло.

Музей стекла

Водопад Мумлава. Одно из самых интересных и популярных мест всего Национального парка “Крконоше”. Находится не то чтобы прямо в самом Гаррахове, но совсем рядом. Это один из самых больших в Чехии водопадов: 10 метров в высоту и столько в ширину.

Мумлавский водопад

Зимой поверхность замерзает, но все равно можно услышать, как подо льдом течет вода. Сильнее и полноводнее всего водопад — весной: шум заглушает человеческие голоса, а течение становится очень мощным. Летом Мумлавский водопад успокаивается и позволяет купаться в своей прохладной воде.

Он же

Как доехать до Гаррахова из Праги

На машине. Автомобильный путь из столицы до Гаррахова — это 130 км по трассе E65, примерно два часа в дороге. На BlaBlaCar за такую поездку возьмут около €6–7.

На автобусе. В день из Праги в Гаррахов отправляются несколько прямых автобусных рейсов. Время в пути — два часа, билет стоит до €8, сесть можно на автовокзале “Флоренц” и на станции “Черны Мост”.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: