Резиденции аристократов и коммерческие здания, барокко и рондокубизм – в Праге есть дворцы любого происхождения и всех архитектурных стилей. PragaTrips гуляет по пяти отборным пражским дворцам, рассказывает об их архитектуре и хозяевах, показывает интересные детали.
Дворец Гольц-Кинских
История. Это здание появилось на Староместской площади в 1765 году вместо домов “У королевского престола”, “У старой валюты”и “Мулицеровского”. Строительство заказал граф Ян Арношт Гольц, который хотел, чтобы дворец выделялся из окружающей застройки. Староместская – красивое место, выделиться внешним видом зданию там тяжело. Поэтому графский дворец поставили не в линию с соседними домами, чтобы хоть так сделать особенным.
В 1768 году Гольц умер, и здание приобрел Олдржих Кински – так постройка получила двойную фамилию. При Кинских к дворцу пристроили дом “У Пеханов”. В начале XX столетия в дворцовых помещениях работала гимназия, где учился Кафка. В феврале 1948 года с дворцового балкона коммунист Клемент Готвальд объявил об установлении социалистического режима в Чехословакии. Оттуда же в дни Бархатной революции Вацлав Гавел объявил о его конце. Сейчас здание принадлежит Национальной галерее.
Архитектура. Дворец выполнен в стиле рококо, декорирован лепниной и скульптурами. Центральный фасад разделен парой ризалитов, а между ними – аллегорические скульптурные изображения древних богов и природных стихий. Над окнами – рельефы Богоматери с Иисусом и Яна Непомуцкого. Комнаты оформлены под ампир.
На что посмотреть. Национальная галерея выставляет во дворце Гольц-Кинских рисунки и графику. Там всегда есть какая-нибудь экспозиция, так что если любите искусство, то заходите – не ошибетесь.
Тосканский дворец
История. В 1689 году граф Михал Тун-Гогенштейн придумал построить себе дворец в западной части Градчанской площади. Здание поставили на месте нескольких домов, и оно закрывало собой соседние постройки. Их жители сопротивлялись – графу помогла протекция императора Леопольда.
Строили так долго, что граф умер. Его наследники не хотели доделывать начатое и продали стройку в 1718 году герцогине Анне Тосканской. Она завершила работу и дала дворцу свою фамилию.
С 1847 года и до падения империи зданием владели Габсбурги, а после установления республики туда переехало министерство иностранных дел Чехословакии. Чешский МИД владеет им и сейчас.
Архитектура. Тосканский дворец – замок в три этажа, который занимает целый квартал с западной стороны Градчанской. Это внушительное сооружение в стиле римского барокко имеет внутренний двор, пару башен и четыре крыла, а его симметричный фасад декорирован статуями.
На что посмотреть. На углу замка установлена статуя архангела Михаила, которого основатель дворца считал своим небесным покровителем. На перилах между башенками стоят семь фигур – это воплощения искусств. В на сводах дворцовой часовни сохранились росписи – фрески, которые рассказывают библейские истории.
Чернинский дворец
История. В 1668 году имперский посол в Венеции Гумпрехт Чернин заказал строительство дворца на Лоретанской площади. Проект составил архитектор Франческо Каррати, а после его смерти строить продолжили Джованни Мадерна и Доменико Росси. Через десять лет после начала строительства умер и сам посол. Работы продолжались еще 20 лет и сильно истощили семейный бюджет рода Чернин.
В XVIII столетии огромным дворцом завладело государство. Сперва там устраивали светские вечера и приемы, потом разместили лазарет, позже там жили солдаты. Сегодня замок принадлежит чешскому МИДу.
Архитектура. Чернинский дворец – самое протяженное барочное здание Праги. На всех 150 метрах его длины стоят три десятка солидных полуколонн, а фасад декорирован лепниной. Большие руст и балкон тоже производят впечатление. Главный зал имеет высоту в три этажа и украшен великолепно – денег не жалели.
Что посмотреть. К дворцу прилегает сад, обустроенный барочными оранжереями и бассейнами, лоджиями и павильонами. Это единственное место дворцового комплекса, куда постоянно пускают публику. Попасть внутрь самого МИДовского здания можно только в особых случаях.
Велкопршеворский дворец
История. В середине XII столетия король Владислав II подарил ордену мальтийских рыцарей земли на нынешней Мала-Стране, чтобы те охраняли новенький, по тем временам уникальный и очень важный для Праги Юдитин мост. Дарованный участок госпитальеры начали застраивать, и в 1180 году возвели романский дворец для Великого Приора, по-чешски – Велкопршеворский. Вокруг него выросла одноименная площадь.
Романская постройка сгорела до основания, на котором поставили готический дворец. Его спалили гуситы, но следы готики можно увидеть в галерее северного крыла. В первой половине XVI столетия Великий Приор ордена Ян Рожмберг переезжал из Страконице в Прагу, и для него сделали реконструкцию в стиле Возрождения.
200 лет спустя архитектор Карло Лураго руководил барочной перестройкой, а в 1732 реконструкция завершилась – постройка в стиле высокого барокко почти не менялась с тех пор. С середины прошлого века Национальный музей выставляет там коллекцию музыкальных инструментов, а в 1989 году здание вернули Мальтийскому ордену. Сейчас это резиденция Великого Приора.
Архитектура. Квадратный дворец своими стенами формирует внутренний двор-атриум, где разбит сад и обустроена концертная площадка. Северное крыло – трехэтажное с остатками готики, остальное – чистое барокко.
Внутри – просторные и декорированные лепниной залы. Комнаты обставлены резной мебелью, на стенах – барочная живопись мастеров барокко Чехии, Германии, Италии.
Что посмотреть. Во время экскурсии вам покажут монашеские кельи и рыцарский зал. Работает экспозиция старинных музыкальных инструментов Национального музея. В саду часто ставят спектакли и играют музыку, а рядом растет платан – под ним, говорят, сиживал Бетховен. А стена дворцового сада – это отдельная достопримечательность, известная как стена Джона Леннона.
Дворец Адриа
История. В начала XX столетия в Праге обосновалось Riunione Adriatica di Sicurtà – страховое общество из Италии. В 1910 году под свои офисы страховщики купили дворец на Юнгманновой улице, возведенный когда-то для Леопольда Туна, епископа из Пассау. Компания хотела что-то посовременнее, снесла прежний дворец и заказала новый.
Проект в стиле рондокубизма составлял Йозеф Заше. Сооружение строили на протяжении 1923–24 годов, и чего там только не было со дня открытия. Поили и кормили, давали концерты, торговали текстилем, страховали, ставили спектакли. В 1989 году там бунтовали и свергали режим: в дворце Адриа работала штаб-квартира “Гражданского форума” – оппозиционной организации, которая сыграла большую роль в Бархатной революции.
Сегодня здание принадлежит городу. Там расположены офисы, торговые павильоны, рестораны и сцена театра “Без перил”.
Архитектура. Широкая сторона фасада глядит на Юнгманнову улицу, а узкая и оборудованная на втором уровне террасой – на Национальный проспект. Дворец – пример рондокубизма. Так называют чешскую разновидность кубизма, которая допускает использование в декоре непрямых линий. В рондокубизме применяют круги и цилиндры – кошмар истинного кубиста. Рондокубизм возник как ответ на создание Чехословакии, которая нуждалась в своем собственном стиле. Поэтому он считается чешским явлением, и там его называют “национальным стилем”.
Над землей находятся восемь этажей здания, под землей – еще три. Верхние этажи сделаны в виде зубчатых башенок – как в замках и ренессансных дворцах.
Что посмотреть. У дворца Адриа – роскошно оформленные интерьеры. Внутри – круговые галереи и холл со стеклянным потолком. Пассажи отделаны австрийским коричнево-розовым мрамором, пол уложен мозаичным мрамором в цветах чешского флага, на стенах и люстрах – тоже мозаичный декор.