Архиепископский дворец в Праге – образец барокко и рококо, украшение Градчанской площади и действующая резиденция архиепископов. PragaTrips рассказывает, как его строили и переделывали, что посмотреть внутри и снаружи.
Строительство и первые владельцы
В 1538 году фаворит императора Фердинанда I Флориан Гриспек захотел возвести себе дом. Место выбрал отличное – прямо под боком у Пражского Града. Он выкупил стоявшее там мещанское жилище, снес его и построил резиденцию в стиле раннего Возрождения. Флориан вошел во вкус, и вскоре проделал то же самое еще с семью окрестными домами. Так на участке восьми зданий возник дворцовый комплекс. Пожар 1541 года прервал стройку, а доделывали императорским кирпичом. Здание было готово в 1553 году.
Когда Гриспек умер, дворец отошел его сыну, который был весь в долгах. А тут как раз недавно назначили нового католического архиепископа, которому нужна была резиденция: прежний Епископский двор уничтожили в 1419 году. В 1561 году монарх Фердинанд купил здание у молодого Гриспека и передал его Антонину Брусу, тогдашнему пражскому архиепископу. С того дня там находится архиепископская резиденция.
Первые перестройки
Как только духовные лица завладели дворцом, так сразу начали его переделывать. На дворе уже стоял зрелый ренессанс и приближался поздний, а здание было оформлено по канонам раннего – архиепископы не терпели такой отсталости. Началась гонка за архитектурной модой: сначала придворные архитекторы Аосталли и Вольмут перестроили дворец под свежие веяния ренессанса.
Потом наступило барокко. В конце XVII столетия архиепископ Ян Вальдштейн взял французского художника Матея в свои придворные архитекторы, чтобы тот придал дворцу модный раннебарочный вид. Но и это был еще конец.
Реконструкция Яна Вихра
В шестидесятых годах XVIII столетия императрица Мария Терезия затеяла перестройку участка между дворцом и Пражским Градом. Засыпали ров и построили новый вход на территорию Града – архиепископский дворец в прежнем виде, по мнению архиепископа Пршиховского, не вписывался в новое архитектурное окружение. Вписать попросили молодого архитектора Яна Вихра.
К тому времени Вихр уже перестроил монетный двор на Целетной и Брестфельдский дворец на Нерудовой – опыт был. Он расширил резиденцию архиепископов за счет крыльев по бокам и добавил центральному фасаду ризалиты с каждой стороны. Тогда же достроили четвертый уровень, а парадным этажом сделали третий вместо второго. В итоге фасад стал больше и монументальнее, а украсил его Вихр в стиле рококо.
В той же манере оформили и интерьеры, хотя и позднее барокко никуда не делось: Вихр не хотел радикально переделывать работу своего предшественника Матея, поэтому старался осторожно совмещать оба стиля. Главная лестница стала не такой пышной и более спокойной. Салоны сделали светлыми: главные цвета – белый и золотой, основной мотив узоров – стилизованные раковины. Стены с потолками украсили лепниной и деревянной резьбой,комнаты обставили фарфором и соответствующей мебелью.
Так дворец получил теперешний вид, а вклад Яна Вихра оказался настолько велик, что у здания появилось второе имя – Вихров дворец.
Внешний облик дворца сегодня
Нынешний дворец пражских архиепископов – это четыре этажа высокого барокко и рококо. Комплекс занимает участок неопределенных очертаний – видимо, из-за того, что изначально строили на месте восьми зданий, а потом еще не раз переделывали. Тут за формой не уследишь.
Постройка имеет четыре крыла и несколько внутренних дворов. Один расположен с севера и окружен хозяйственными зданиями, другой – между епископской канцелярией и центральным зданием, а третий разделен на две части двухэтажным аркадным мостом. Так что всего их выходит четыре.
Центральный фасад выходит на Градчанскую площадь. Там есть три портала: парадный сохранил барочную стилистику, а входы по сторонам здания выполнены в высоком барокко. Этажи визуально объединены пилястрами и полуколоннами, а на третьем уровне над каждым из порталов есть балконы – они декорированы кружевными перилами.
Центральный ризалит вверху перетекает в надстройку, которая оканчивается фронтоном треугольной формы с тимпаном. Окна четвертого уровня – маленькие, квадратные или круглые; проемы над боковыми входами и в главном ризалите – арочные; а на двух нижних этажах – прямоугольные.
Наверху дворца – надстройка с декоративной стеной, а между ней и верхним этажом находится коронный карниз. Он украшен массивным геральдическим символом архиепископа Пршиховского. Эта деталь, как и другие детали фасадного декора – копии оригинальных работ Платцера.
Внутреннее убранство
Почти все комнаты нижнего этажа перекрыты сводами, а плоские потолки второго и третьего этажей щедро декорированы элементами из штукатурки. Часть дворцового комплекса – часовня Иоанна Предтечи, где сохранился расписанный фресками свод времен позднего Возрождения. Там же можно увидеть лепнину и рельефные изображения духовных лиц всех рангов и званий.
Парадную лестницу украшают реплики скульптурных композиций авторства Платцера. В Тронном зале можно посмотреть на неповторимые французские гобелены ручной работы, которые рассказывают экзотические истории про Новую Индию. Трапезный зал декорирован полотнами известных живописцев и портретами епископов Праги. Да нашего времени сохранились украшенные изразцами камины и пышные светильники в стиле высокого барокко.
Как побывать во дворце
Поскольку дворец по-прежнему служит архиепископской резиденцией, то попасть туда в любое время нельзя. Он открыт один день в году – в четверг перед Пасхой. Иногда проводят экскурсии, но о времени о программе визита надо договариваться заранее.
Как доехать
Ближайшая к Архиепископскому дворцу станция метро – “Малостранска” (Malostranska), от которой до достопримечательности около 15 минут пешком.
Подъехать поближе можно на трамвае – остановка называется “Пражский Град” (Pražský hrad). Днем туда ходят маршруты №№ 22 и 23, по ночам – №№ 91, 96, 97.