Золотые ворота

Среди многообразия культовых сооружений чешской столицы особое место занимает большой готический храм в Пражском Граде – собор Святого Вита. Многие его элементы перестраивались и менялись на протяжении столетий, но всегда неизменным оставался южный портал, известный как Золотые ворота.

История Золотых ворот

Этот трехарочный готический вход был построен архитектором Петром Парлержем в 1367 году. К тому времени Парлерж уже пятнадцать лет трудился над собором, продолжая дело Матье Аррасского – первого архитектора храма, скончавшегося по ходу строительства. Матье воспринимал архитектуру как точную науку, а Петр был скульптором, поэтому относился к строительству зданий как к искусству. Это заметно по всем элементам, к которым он приложил руку, в том числе и по южному порталу. Ворота предназначались для торжественных процессий, коронаций, праздничных шествий, свадеб и других мероприятий, участники которых желали посетить собор в Пражском Граде.

Но ворота не были бы Золотыми, если бы не Карл IV. Король был покровителем собора, и этот статус не был пустой формальностью – монарх живо интересовался строительством. В 1368 году он отправился в Рим, где короновалась его четвертая супруга – Елизавета Померанская. Из Италии Карл привез не только ставшую императрицей жену, но и увлечение итальянским искусством. Привез он и своеобразный сувенир – венецианскую инкрустрацию, которая по его инициативе стала образцом для панно, украсившего ворота. Сейчас она находится в сокровищнице собора.

Мозаика, размещенная над арками портала, имеет фон из позолоченного стекла, поэтому за воротами и закрепилось такое название. Ее изготовили в венецианском стиле венецианские же мастера, потратившие на это два года. Срок не должен удивлять, ведь этот паззл состоит из целого миллиона стекляшек и камней трех десятков расцветок.

Изготовление завершилось в 1372 году, и затем мозаика без малого шесть столетий сохраняла первозданный вид. В прошлом веке состояние ее ухудшилось – стала очевидной необходимость реставрации. Первая попытка не была удачной, поэтому в 1961 ее не только опять подновили, но и покрыли защитным полимерным слоем. В последний пока раз мозаику реставрировали в 2000 году.

Сюжеты и персонажи мозаики

Панно называется «Последний суд» и изображает христианский Судный день. В нижней части средней трети находятся стоящие на коленях в молитвенных позах Карл и Елизавета. Над королевской четой – шесть главных чешских святых, называемых патронами, среди которых и святой Вит, также известный как Витус. Они молятся о том, чтобы грешники в этот страшный день были прощены, а мольбы их обращены к Иисусу, который и вершит суд. Изображение Христа, окруженного ореолом святости и несколькими ангелами, расположено над шестерыми патронами.

В левой от зрителя части мозаики ближе всего к Иисусу находится преклонившая колено Дева Мария, которая просит сына быть милостивым к человеческим душам. В той же части, ниже Богородицы, наглядно показано исполнение Последнего суда и выгода католической веры. Верующие покидают гробы, выбираются из могил, на поверхности их подхватывают ангелы и возносят праведные души на небеса – они спасены.

Смертным из правой от наблюдателя части не так повезло, хотя там тоже есть могучий заступник – Иоанн Креститель, который, как и Мадонна слева, просит Христа о душах. Ниже Иоанна изображены грешники, которых помечает своим мечом архангел Гавриил. Эти души приговорены к бесконечным мукам в аду и отвергнуты – им отказано в прощении.  Бедолаг утаскивают в пекло синие черти.

В нише под аркой можно увидеть изображение распятия. Эта сцена тоже выполнена в виде мозаики, причем в соответствии не с католической традицией, а с православной. Над «Последним судом» находится витраж, который продолжает заданную мозаикой тему и визуально дополняет концепцию.

Решетка перед воротами

Ее установили в середине прошлого века, так что старинной назвать решетку нельзя. Но лет через сто она точно станет достопримечательностью, так что не упустите случай разглядеть ее в деталях. Бронзовое заграждение украшено фигурами средневековых людей, которые занимаются присущими их времени бытовыми делами. Каждая такая группа относится к определенному знаку Зодиака, а сами зодиакальные символы расположены под соответствующими фигурками. Появление этой символики особенно интересно в контексте католического храма: христианство, как известно, не приемлет астрологии.

Через Золотые ворота проходили короли и вельможи – пройдите и вы. А заодно полюбуйтесь на это замечательное украшение собора Святого Вита.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: