Железнодорожный вокзал

Главный железнодорожный вокзал не просто крупнейшая и важнейшая станция в Чешской Республике – его здания являются историческим памятником. Даже если вы предпочитаете пользоваться самолетами или личным авто, посетить вокзал стоит хотя бы ради интереса. Ну а любителям железнодорожного транспорта он сослужит хорошую службу благодаря удобной и понятной организации и большому количеству направлений.

Основные этапы развития пражского ж/д вокзала

Расположенный в районе Винограды, он принял первых пассажиров в 1871 году и был назван по имени тогдашнего австрийского правителя Франца Иосифа I. Неоренессансный проект разработали чешские архитекторы Антонин Барвитиус и Войцех Улльманн. Периметр постройки декорирован лепными украшениям, изображающими двадцать женских голов – это символы разных народов – а с юга пристроена оборудованная часами башня. В ходе последующих перестроек и расширений эта часть была отрезана от дороги, но найти ее вы сможете без проблем. Сейчас эта красивая постройка по прямому назначению используется мало.

К началу ХХ столетия возникла необходимость расширения. В период с 1901 года по 1909 велось строительство нового здания станции и нового зала по проекту Йозефа Фанты. В качестве материалов использовали стекло и бетон, постройка выполнена в стиле арт-нуво. Главный зал увенчан внушительным куполообразным потолком, который украшен фигурами парней и девушек, а также гербами регионов Чехии.

В 1919 году вокзал Франца Иосифа был переименован в честь президента США Вудро Вильсона – так Прага отблагодарила его за поддержку независимости Чехословакии. Рядом стояла статуя политика, которую в начале Второй мировой снесли по приказу немецкой оккупационной администрации, и тогда же станция впервые получила свое современное название – Praha hlavní nádraží (чешск. главный вокзал Праги).  Во время оккупации станция помогала спасать детей, которых британский филантроп Николас Уинтон отправлял отсюда в Англию. Об этих событиях напоминает скульптурная группа «Отъезжающие», установленная в 2009 году на платформе № 1.

После окончания войны имя Вильсона было вокзалу возвращено, однако уже в 1953 его опять поменяли на нынешнее. Статую американского президента установили заново рядом со станцией в 2012 году.

На протяжении 1971–1979 годов возводили здание нового терминала, включавшее в себя станцию метро. Расширение требовало много нового места, поэтому пришлось застроить часть разбитого по соседству парка. Кроме того, новая постройка закрыла собой старое историческое здание, которое теперь не видно со стороны проезжей части.

Железнодорожный вокзал в Праге сегодня

Сейчас это крупный транспортный хаб. Ежедневно его услугами пользуются более 70 тысяч человек, годовой пассажиропоток составляет около 27 миллионов приезжающих и отъезжающих, которых перевозят более 200 тысяч поездов.

Вокзал обслуживает множество международных направлений: отсюда можно уехать практически в любую страну Евросоюза и Восточной Европы, в их столицы и просто в крупные города. Здесь же можно сесть на поезд до большинства больших городов Чехии: Брно, Пльзень, Ческе-Будейовице, Оломоуц. Кроме того, тут есть и пригородные поезда, которые курсируют по ближайшим окрестностям Праги.

Залы ожидания, инфраструктура и правила поведения

Вокзал располагает несколькими комфортабельными залами ожидания, которые есть на каждом этаже. Пространство дружелюбно к людям с особыми потребностями и ограниченными физическими возможностями, а для беременных женщин и пассажиров с детьми есть отдельные помещения. При этом здесь не приветствуется присутствие в залах ожидания просто так: они предназначены для обладателей билетов, так что будьте готовы к тому, что у вас попросят показать проездной документ. Спать тоже не рекомендуется – могут предложить пройти с вещами на выход.

Чемоданы, кстати, можно сдать в камеру хранения – в краткосрочную или долгосрочную. В первых вещи держат на протяжении суток, а если хозяин не является, то их откладывают в долгий ящик, где багаж может пребывать до 40 суток.  Для крупногабаритных вещей предусмотрены отдельные камеры, которые обслуживаются специальным сотрудником.

Из зала к платформам ведут лестницы и эскалаторы. Также в зале есть выход к станции метрополитена, которая расположена на нулевом этаже и соединена с платформой № 1 эскалатором.

Как и положено, по всей территории разбросаны пункты обмена и банкоматы, которые работают со всеми наиболее распространенными разновидностями карт. Обменники на вокзале не лучший вариант из-за невыгодного курса, поэтому если у вас нет большой необходимости в наличных кронах прямо сейчас, то лучше поискать хороший вариант в городе.

Навигация выполнена на высшем уровне: кругом указатели, пол выложен линиями для разведения потока пассажиров, все устроено предельно ясно – не затеряетесь. Табло с расписанием работает в мультиязычном режиме – кроме чешского, используются английский и немецкий. Из него вы узнаете, когда какой поезд прибывает или отъезжает, какая платформа его обслуживает, как пронумерованы вагоны. Если все же информационная поддержка понадобилась, то на территории вокзала установлены автоматические справочные аппараты, а также информационные киоски, к работникам которых можно обращаться на русском.  Да и в кассе наверняка все расскажут, если попросите.

Перекусить можно в ресторане, кафе или кофейне – эти заведения работают практически круглосуточно. Докупить нужных вещей или продуктов с собой можно в супермаркете «Билла», а также в многочисленных магазинах одежды и парфюмерии, в сувенирных и книжных лавках, в аптеке.

На вокзале можно взять напрокат велосипед или машину, а также воспользоваться услугами почты и доставки.

Разновидности билетов и способы их приобретения

На главном ж/д вокзале Праги продаются билеты на внутренние поезда и на международные. Они отличаются по принципу действия: проездные документы на поезда по Чешской Республике не содержат конкретного времени отправления, и вы можете сесть на удобный вам поезд на протяжении суток – столько действителен билет. В международных квитках все привычно, время зафиксировано. Кроме того, существуют железнодорожные проездные на внутричешские рейсы на срок от трех до восьми суток. Выгодно покупать билеты сразу в оба конца.

Самый очевидный «обилетиться» – пойти в кассу. Они расположены на первом этаже и легко отыскиваются, если следовать указателям, на которых написано Jízdenky (билеты). На кассах для международных рейсов написано Mezinárodní, на внутричешских – Vnitrostátní. Обратите внимание, что к кассам нельзя подходить вплотную, пока человек перед вами покупает билет и расплачивается – это похоже на то, как не принято подходить близко к банкомату, когда там совершает операции кто-то другой. Однако администрация вокзала на бонтонное воспитание туристов не рассчитывает, поэтому ожидающие свей очереди отделены от касс заграждениями с красноречивой табличкой «Стоп».

Если хотите немного сэкономить и любите делать все заранее, то ваш выбор – покупка онлайн на сайте ж/д Чехии. Заплатив, вы получите на почту свой электронный билет. Такие проездные документы на рейсы внутри страны не надо распечатывать – вы называете номер или показываете его на своем смартфоне. А вот квитки для поездок в другие страны распечатать придется, при этом их не нужно никак «пробивать» или кому-то показывать на входе – проходите в вагон и занимайте места согласно купленным билетам. Ну или любое свободное место, если за вами не забронировано какое-то конкретное.

Билеты продаются также в специальных аппаратах, но тут вам потребуется самостоятельно ввести наименование станции назначения. Такие аппараты принимают карты и наличность, после оплаты печатают билет и выдают сдачу, если надо.

Наконец, кондукторы. Можно оплатить проезд непосредственно в поезде, но цена будет обычной только в том случае, если вы садитесь на станции, где отсутствуют и автоматы, и кассы. Если они есть, но вы ими не воспользовались, то покупка у кондуктора будет дороже.

Расположение вокзала и транспортная доступность

Если вы движетесь из центра и не обременены большим количеством вещей, то до вокзала можно пройтись пешком. От Вацлавской площади, например, его отделяют 600 метров.

Из общественного транспорта удобнее всего будет, конечно, метро. Станция красной линии (С) находится прямо на нулевом уровне вокзального здания. Она так и называется – Hlavní nádraží.

Аналогичное наименование носит и трамвайная остановка, которая расположена в 300 метрах от вокзала – это расстояние нужно пройти по парку. Туда ходят дневные трамваи №№ 5, 9, 15 и 26, а также ночные маршруты №№ 91, 95 и 98, которые раньше имели номера 51, 55 и 58 соответственно. Кроме того, не путайте 91-й маршрут с популярным ностальгическим трамваем, который раньше имел этот номер. Теперь тот музейный маршрут – № 41. Рядом с этой остановкой есть другая, она чуть дальше от вокзала, и там, кроме уже упомянутых маршрутов, останавливаются дневной № 8 и ночной № 92.

Рядом с входом в здание вокзала есть две автобусные остановки. На одной останавливаются обычные городские автобусы №№ 905 и 911, бывшие 505 и 511 соответственно. Другая остановка обозначена буквами АЕ – Airport Express. Сюда прибывает и отсюда отправляется специальный автобус, который связывает вокзал с аэропортом Вацлава Гавела. Он не делает промежуточных остановок и оплачивается особыми билетами, которые проще всего купить у водителя.

Главный пражский вокзал – удобный инфраструктурный объект, который без проблем справляется с многотысячными потоками людей ежедневно благодаря грамотному устройству и направленности на интересы и комфорт пассажиров.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: