Вышеградское кладбище

Кладбища обычно не входят в программу стандартной туристической экскурсии – как правило, это не самые веселые и интересные места. Но исключения случаются, когда в одном месте хоронят большое количество выдающихся людей, а к оформлению надгробий и самого кладбищенского пространства относятся как к работе над произведением искусства. Именно так произошло с Прагой, где есть сразу несколько примечательных мест захоронений. Одно из них – Вышеградское кладбище.

От Средневековья до национального возрождения

В 1070 году был основан Вышеградский капитул, независимый от пражского епископа и подчинявшийся непосредственно папе римскому. По такому нетривиальному случаю решено было заложить храм. Решено – сделано, и сегодня этот капитульный костел известен как базилика Петра и Павла. Он-то и стал отправной точкой для появления на этом месте кладбища.

Исследования археологов показывают, что хоронить людей у этого костела начали в XI–XII столетиях, то есть фактически сразу. Возможно, поначалу захоронения были более-менее стихийными, а кладбище как таковое образовалось при капитульном храме в 1260 году. На нем стали хоронить прихожан и членов этого самого капитула. В самой базилике, к слову, находится стеклянный ларь с останками, которые, как предполагается, принадлежат членам чешской династии Пршемысловичей. Их могилы были разорены, а сами кости раскиданы по всей территории кладбища.

Время шло, кладбище росло и к XVII столетию уже имело вроде как официальный статус места захоронения прихода Вышеградского капитула. В 1784 году оно внезапно оказалось на особенном положении: император Иосиф II издал указ, которым предписывалось упразднить все кладбища в черте города, причем в это число были включены даже гробницы в монастырях и церквях. С 1 июня 1786 года были созданы кладбища за воротами муниципалитета, где пражане и принялись хоронить свих усопших. В качестве одной из причин такого решения называлась гигиена. Как бы там ни было, но единственным местом, которому императорский указ был не указ, оказалось Вышеградское кладбище – для него сделали исключение. В остальном же оно оставалось обычным местом для захоронений и было таким до второй половины XIX столетия, когда чехов охватило чувство национального самосознания.

Революция и идея организация мемориала

Весна 1848 года вошла в историю как Весна народов – этим термином стали обозначать революции, которые охватили сразу несколько европейских государств. Австрийская империя, частью которой тогда была современная Чехия, не стала исключением. Восстания прокатились и по самой Австрии, и по Венгрии, и по Чехии – вся империя бунтовала от края до края. Наций в государстве было много, разногласий между ними – еще больше, а вот свободы – маловато. Чехи стремились получить политическую и культурную автономию, установить гражданские права.

Кое-чего добиться удалось. Была создана национальная гвардия, а чешский язык был официально признан равноправным с немецким на территории Чехии. К началу лета революция была подавлена, но главное чехи получить успели. Они почувствовали себя единым народом, который способен бороться за свое будущее и у которого, как и у других наций, есть свои герои и выдающиеся деятели. Народное самосознание стало появляться во многих сферах, и вскоре появилась идея организовать общее место погребения всех тех, кто внес большой вклад в национальное возрождение. В «больших» европейских странах подобные кладбища уже существовали, и чехам хотелось иметь свое.

Мысль эта зародилась в товариществе чешских писателей «Сватобор», которое учредил в 1862 году Франтишек Палацкий – политик, историк, важная фигура национального движения, основатель чешской историографии. Словом, один из отцов и столпов нации. Когда концепция будущего мемориала оформилась окончательно, пришло время искать место. Достойнейшим сынам и дочерям народа не пристало покоиться бог знает где – нужно было что-то особенное.

Выбор пал на Вышеград. Это место, ассоциирующееся с древнейшими чешскими легендами; полноценный и неиссякаемый источник чешской истории. По преданию, местную крепость основал сам князь Крок, сын Чеха – легендарного прародителя чешского народа. Здесь была резиденция принцев и королей Чехии, а самый известный из них, Карл IV, установил традицию начинать путь коронационной процессии именно на Вышеграде. Более подходящей локации для захоронения современных национальных героев и выдающихся деятелей было не найти, тем более что кладбище там и так уже существовало.

Обустройство мемориала

Поначалу устанавливали только отдельные надгробия. Первым вечным обитателем мемориала выдающихся чехов стал Вацлав Ганка – писатель, библиотекарь, славяновед, хранитель архивов и просто патриот. Его могила расположена у центрального входа, памятник над ней стал первым на этом кладбище, и его венчает символ «Сватобора» – три руки, которые держат кольцо. Эта композиция символизирует девиз общества – «Помогай – Просвещай – Помни».

Благодаря усилиям священника-патриота Вацлава Штульца небольшая площадь для захоронений была увеличена и к концу позапрошлого столетия достигла нынешних размеров. Южная и восточная части стали местами активной, скажем так, застройки – там один из другим появлялись прекрасные памятники. Со временем они сложились в настоящую выставку мемориальной скульптуры, где больше думаешь об искусстве и вечности, чем о смерти.

Над композициями трудились лучшие творцы своего времени, среди которых, например, Богумил Кафка и Франтишек Билек. Здесь можно увидеть скульптурные группы и одиночные статуи, в которых проступают романтические, античные и христианские мотивы. Композиции пластичны, выполнены из бронзы и мрамора; одни произведения реалистичны и точны, другие – абстрактны, третьи выполнены в стиле модерн. Ниши усыпальниц позолочены и расписаны, украшены мозаикой, а обрамляет это великолепие кружево металлических фонарей и оград. Есть на что посмотреть.

В 1885–1887 годах храм Петра и Павла пережил реконструкцию в неоготическом стиле, и одновременно с этими работами началось продуманное и концептуальное оформление Вышеградского мемориального кладбища. Первым архитектором, который распланировал пространство Вышеградского кладбища в Праге стал Антонин Барвиттиус.

Большой вклад в оформление мемориала внес Антонин Виель, создавший аркады в стиле неоренессанса с тосканскими колоннами, которые украшают периметр кладбища. Он же создал Славин – монументальную усыпальницу, доминанту всего этого благородного пространства.

Славин и знаменитости кладбища

В переводе с чешского слово «slavín» значит «пантеон». В контексте Вышеградского кладбища так называется общая могила, где похоронены самые замечательные и выдающиеся люди Чехии. Эта монументальная усыпальница строилась в период с 1883 года по 1893 и представляет собой каменный прямоугольный постамент, воздвигнутый на площадке, к которой поднимается украшенная балюстрадами лестница из гранита.

Сверху постамент украшен статуей грустного ангела, наклонившегося над покойным; этого ангела называют Гением Родины. По бокам постамента установлены фигуры, которые символизируют победы и скорбь Чехии. На передней части усыпальницы прикреплена табличка, где указаны первые 15 человек, похороненные в пантеоне. С трех сторон композицию окружают стены с мемориалами и предназначенными для установки урн нишами.

В 1929 усыпальницу реконструировал Йозеф Франта – она получила двери, окна, освещение, декор из бронзы. Внутри склеп украсили мозаикой, стены были отделаны итальянским мрамором.

Заметим, что тут не хоронили политиков – это место предназначено для ученых и творческих людей. Первым в Славине упокоился поэт Юлиус Зейер, умерший в 1901 году. Сейчас там нашли последний приют более пяти десятков мужчин и женщин, составляющих пантеон славы чешского народа.

В Славине и вообще на Вышеградском кладбище Праги находятся могилы более чем 600 славных деятелей культуры и науки Чехии. К наиболее известным, пожалуй, можно отнести писателей Карела Чапека, Божену Немцову и Яна Неруду, композитора Антонина Дворжака, скульптора Альфонса Муху.

Кроме того, здесь можно увидеть фамилию Кафка, что вводит некоторых людей в заблуждение. На Вышеграде похоронен Богумил Кафка, скульптор, а не его однофамилец-писатель Франц Кафка, который является, вероятно, самым узнаваемым представителем пражской культуры. Франц покоится на Новом еврейском кладбище, но и без него на Вышеграде достаточно интересного, красивого и величественного. Это место и эти люди достойны посещения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: