Вышеградский тоннель – кратчайший и при этом стариннейший пражский автодорожный тоннель. Сооружение проложено сквозь Вышеградскую скалу и ведет из района Браник в Подоли, обеспечивая транспортную связь этой местности с городским центром. Въезды в него оформлены в готической манере, порталы декорированы напоминающими Средневековье зубчиками, а один из въездов украшен компактным и милым каменным домиком, придающим всему сооружению легкий романтический налет.
Предпосылки для создания тоннеля
Обустраивать этот тоннель начали в 1903 году, предполагая посредством него соединить с пражским центром южные районы чешской столицы. Поэтому, несмотря на менее чем сорокометровую длину, сооружение оказалось важным объектом транспортной инфраструктуры.
До того, как тоннель заработал, дорога из Подскали в Браник и Подоли была довольно сложной и неудобной. Нужно было добраться до Вышеградской скалы, проехав по нескольким улицам, а обойти саму скалу можно было только вплавь – приходилось платить лодочнику. Все это затрудняло торговлю: было непросто провезти по подобному пути в Старе Место продукты и прочие товары. Доставка разгрузочно-погрузочных средств, транспортировка товарных вагонов через Вышеградскую крепость – все эти операции отнимали немало времени.
К началу прошлого столетия окончательно созрели необходимость и идея постройки тоннеля через скалу и обустройства набережной для машин и пешеходов.
Строительство
Проект сооружения разработал архитектор Вильям Дворжак. Основной проблемой было разрушение скалы, на что понадобилось, согласно сохранившимся с тех времен документам, четыре тысячи шашек динамита. После этого нужно было смонтировать дренажный тоннель. Для подкладки стен применялись тесаные блоки песчаника, а укрепляли ее бетоном и асфальтом.
Поскольку возведение тоннеля портило внешний облик Вышеграда, то вся эта затея встретила сопротивление поклонников исторической целостности города, которые препятствовали работам. Строителям пришлось договариваться с любителями старины, и компромиссное решение было найдено: решили подкорректировать оба въезда в тоннель таким образом, чтобы они придавали сооружению старинный, средневековый вид.
Первый год строительства оказался самым напряженным – тогда были проделаны наибольшие объемы работ по раскопке самого тоннеля и набережной. За первые 12 месяцев вырыли две тысячи кубометров твердых и не очень материалов, возвели 250 шпунтовых стен, положили более 50 кв. м. накладок, вырыли 490 ям, использовали свыше 1000 «кубов» бетона для стен, чей суммарный метраж составил десять тысяч «квадратов». В результате в декабре 1904 года – немного позже, чем планировалось – был открыт 34-метровый тоннель с девятиметровым максимальным расстоянием между стенами.
80 лет он служил Праге верой и правдой, а 1982 году его закрыли на заслуженный капремонт, который коснулся и самого горного массива. Дорога временно не работала, и пражанам приходилось пользоваться плавучими средствами, курсировавшими от расположенного в Подоли яхт-клуба до Панкраца. В наше время тоннель работает, успешно обслуживает свое направление и является, как и было задумано, неотъемлемой составляющей транспортной системы Праги.
Пешеходный мост на Вышеградской скале
При этом тоннель слишком узок, чтобы вмещать всех желающих, и для велосипедистов с пешеходами решили возвести мост, который опоясывал бы скалу. В 2008 году были созданы проектные документы, а стоимость работ оценивается в 30 млн. крон – часть этой суммы выплатят ЕСовские структурные фонды. Еврокомиссия взялась помогать со строительством моста.
Ремонт-2008
Поздней осенью 2008 года в тоннеле проходили работы по капитальной перестройке, которые включали в себя ремонт трехсот метров автодороги в направлении Подоли-Вытонь. В тоннеле проложены трамвайные рельсы, которые в последний раз подновлялись около тридцати лет тому назад, так что на момент ремонта они выглядели не слишком хорошо, если сравнивать с другими городскими дорогами. Старые панели уступили место плитам из бетона, покрытым битумом.
Каждый день этот участок дороги обслуживает около двадцати тысяч авто – всем этим машинам приходилось пользоваться другими маршрутами, пока проводили реконструкцию. Для пассажиров общественно транспорта на тот же период открыли запасные маршруты трамваев и автобусов. Кроме того, пражане могли пользоваться запасными линиями паромов, курсировавших между Вытонью и Подоли.
Вышеградский тоннель – уникальное и каком-то смысле гениальное техническое решение, в котором отразились история Праги и этапы ее развития. Ну и конечно, это важный элемент городских коммуникаций.
Как доехать
К Вышеградскому тоннелю вас довезут дневные трамваи №№ 2, 3, 7, 17, 21 и ночной 92-й. Остановка называется «Вытонь» (Výtoň).