Владиславский зал

История Праги неразрывно связана с историей чешской монархии, а главной резиденцией местных правителей был Старый королевский дворец в Пражском Граде. Его центральное помещение, место силы и власти – Владиславский зал.

Появление Владиславского зала

Сам дворец изначально предназначался для проживания женщин из правящего семейства, однако не прошло и столетия, как замок сделался монаршей резиденцией. В XIV столетии главным помещением был тронный зал, действовавший в эпоху Карла IV. В 1471 году к власти пришел Владислав II Ягеллон, который хотел перестроить Пражский Град для себя и будущих правителей.

Для этого был приглашен архитектор Бенедикт Рейт, который сначала был военным инженером и занимался укреплениями, а потом стал главным королевским строителем. Рейт много странствовал по Италии, где и впитал в себя революционные по тем временам архитектурные идеи Возрождения. Сам он больше любил готику, но при возведении нового королевского зала использовал новомодные элементы Ренессанса. Эти детали считаются первым проявлением ренессансной архитектуры на территории Чехии.

Использование зала: от коронаций до президентских инаугураций

Помещение было закончено в 1502 году и с тех пор использовалось для возведения на трон королей – это был самый большой в Европе зал такого рода. Здесь монархи присягали своим подданным, решали судьбу страны, устраивали пиры и торжества; здесь же развлекалась аристократия, для которой устраивали танцы и театральные представления. Также зал видел заседания чешского парламента.

Одним из главных шоу в то время были рыцарские турниры, и они, как ни удивительно, тоже нередко проходили непосредственно в зале. Чтобы всадники могли прямо на конях въехать в помещение, Рейт пристроил с северной стороны большую Наездническую лестницу с готическим сводом. Она ведет на площадь Святого Йиржи, а ее ступеньки непривычно широки и низки – так удобнее было подниматься лошадям.

В свободные от праздников и развлечений знати дни помещение становилось доступным для простых смертных Оно служило проходом-коридором, через который можно было попасть в государственные учреждения и канцелярию короля. Известно, что зал был людным местом — это использовалось торговцами, которые продавали свое добро прямо под дворцовыми окнами.

Начиная с 1723 года здесь проводили коронационные банкеты, а в 1791 году в зале прошла выставка промышленности. В следующих столетиях помещение сохранило свое предназначение. Интересно, что в 1944 году здесь принимали генерала Власова, перешедшего на сторону немцев во время Второй мировой и возглавлявшего Русскую освободительную армию.

Сегодня здесь тоже проходят важные государственные мероприятия – например, вручение президентом государственных наград и инаугурация самого главы государсва.

Архитектура Владиславского зала

Помещение возведено поверх более старой постройки, а все перегородки, которые были на первом этаже, Рейт снес. Это позволило достичь невиданных по тем временам размеров: высота – 13 метров, ширина – 16, длина – 62. Доминирующее впечатление от зала – чувство пространства и свободы, достигаемое благодаря отсутствию колонн, которые бы разделяли помещение. Это делает Владиславский зал уникальным, ведь в целом он относится к позднеготической архитектуре, а для готики такие колонны как раз характерны. Это было новаторское решение.

Чтобы наружные стены были прочнее, Рейт воспользовался древним фундаментом, который сохранился с романских времен. Остатки этой старинной кладки до сих пор сбереглись в южном и западном фасадах.

Зал перекрыт внушительным сводом из пяти полей, а его ребра переплетаются кружевами, которые кто-то считает стилизованной шестиконечной звездой, кто-то – лепестками цветов. Есть мнение, что Рейт так изображал букву «W», с которой начиналось имя Владислава. Когда-то на витиеватых ребрах потолка можно было видеть необычную игру света, однако реконструкции прошлого века затронули окна, освещение изменилось и задуманный Рейтом эффект пропал.

Окна – тоже важный элемент зала, потому что они являются выразителями идей Ренессанса в этом позднеготическом пространстве.  Вместо узких проемов, которые присущи готики, архитектор создал широкие проемы с тройными двустворчатыми окнами, которые находятся по обеим сторонам зала. С наружной стороны их отделяют друг от друга полуколонны и пилястры. В ту эпоху окна не были прозрачными – только пропускали свет, а Рейт сделал их максимально открытыми для освещения извне и обращенными к городу. Взглянуть на Прагу можно также благодаря выходу с видом на город – еще одна архитектурная новинка от Рейта. Так он сумел одним из первых совместить красоту внутреннего пространства и внешнего мира, которые во Владиславском зале дополняют друг друга.

В южной части пространства есть вход в ренессансное крыло, пристроенное по проекту Рейта после того, как был окончен сам зал. Там размещалась канцелярия короля. А левой части находится вход в зал Сейма, где сейчас стоит настоящий королевский трон.

Владиславский зал Старого королевского дворца Праги – это архитектурный шедевр, ставший откровением для своей эпохи, а важность происходивших здесь событий дополняет эту красоту и позволяет глубже ею проникнуться.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: