Пражские куранты

Время в путешествиях идет по-другому, и чем интереснее город, тем быстрее оно бежит. Особенно это заметно в Праге – и не только потому, что каждый час здесь наполнен впечатлениями от многочисленных достопримечательностей. Здесь сам процесс измерения времени и его хода вызывает любопытство туристов, и все благодаря пражским курантам, знаменитому Орлою. Толпа приезжих дежурит у этих часов, чтобы посмотреть, как это чудо механики отмечает наступление очередного часа. Этот сложный и богато украшенный механизм имеет длинную и интересную историю.

Появление ратуши и часов

В 1338 году жители Старого Места получили право обзавестись собственной ратушей – местом, которое обязательно должно было быть в любом уважающем себя городе. Городской совет выкупил частный дом на Староместской и принялся перестраивать здание под свои нужды. Спустя три десятилетия там выросла башня, но чего-то явно недоставало для полного счастья. Ратуша без часов была неполноценной, и первый механизм отсчета времени появился там в 1402 году. Это был предшественник пражского Орлоя, который довольно быстро вышел из строя из-за плохого ухода. Пришлось делать новые куранты.

Городские власти не стали скупиться и решили сделать все по высшему разряду. В Карловом университете тогда преподавал астроном Ян Шиндель – у него-то и заказали проект часов и астрономического циферблата. Идеи Шинделя воплотил реальность часовщик Микулаш из Кадани, получивший за это солидное единовременное вознаграждение – сумму, равную примерно ста коровам по тогдашним ценам. К тому же, ему каждый год sвыплачивали неплохое пособие за эту работу. А предыдущий смотритель сломавшихся часов получил выговор.

Творение Шинделя и Микулаша – это теперешний верхний циферблат, старейшая часть Орлоя Праги. Интересно, что его авторы оказались быстро позабыты и не получили должной славы. Долго автором всего Орлоя Праги считали Яна Руже, он же Гануш, изготовившего в 1490 году нижнюю часть (календарный циферблат) и добавившего первую подвижную фигуру – скелет, изображающий Смерть.

Именно этот Гануш стал главным героем городской легенды, которую вам наверняка расскажет гид или словоохотливый местный житель. Согласно этому преданию, Яна Руже лишили зрения по приказу городского совета, чтобы он не смог повторить свою работу больше нигде и никогда. Правда это или нет, но Руже считался единоличным автором курантов аж до середины прошлого века, когда историческую справедливость в пользу Микулаша и Шинделя восстановил астроном и историк Зденек Горский.

Бесконечные ремонты и угроза уничтожения

Найти толкового смотрителя, который мог бы нормально обслуживать такой механизм, не было просто в те времена. Поэтому куранты нередко ломались и требовали ремонта; зато работы по восстановлению часов становились поводом для того, чтобы заодно добавить к ним новые элементы. Так, во время ремонта в середине XVII века была создана система вращения Луны, отбивающий механизм перенесли из башни к самим часам, а Смерть перестала быть одинокой и получила компанию из других фигур.

В конце следующего столетия перестраивали уже всю ратушу. Орлой к тому времени пришел в такой плачевный вид, что его собирались выкинуть в металлолом. От такого варварства часы спас управляющий обсерваторией Клементинума Стрнад. Он выбил у властей деньги на ремонт и вместе с мастером Шимоном Ландспергером оживил механизм вновь. Тогда же появились фигуры 12 учеников Христа.

Но астролябия все еще не работала – ей пришлось ждать своего часа до середины XIX столетия, когда наконец у города дошли руки до капитального ремонта курантов. В этот раз починили все и даже спроектировали новый нижний календарный диск – старый не дожил до этих времен. За основу проекта диска была взята сохранившаяся копия 1659 года, которую делали по еще более ранним гравюрам. Календарный циферблат декорировал художник Йозеф Манес, и сейчас его зовут циферблатом Манеса. К этому периоду также относятся появление петуха и важное усовершенствование, не имеющее отношения к красоте и оформлению. Дело в том, что до этого часы работали не слишком точно и могли отклоняться от реального времени на четверть часа в сутки. Чтобы это исправить, добавили хронометр, и теперь куранты Праги эффектны и эффективны.

Последний серьезный ремонт случился в 1948 году. Под конец войны немцы пытались подавить пражское восстание и лупили из зениток в ратушу, откуда вещало радио мятежников. В ходе боев верхний циферблат рухнул на землю, а нижний вместе с апостолами и вовсе сгорел. Восстановлением занялись Йиндржих и Рудольф Весецкие – они привели в порядок поломанные и погнутые части циферблатов, собрали из них механизм заново, а новых апостолов вырезал Войтех Сухарда. Эти мастера постарались на славу: нынешний Орлой на три четверти состоит из оригинальных старинных деталей.

История закончилась хорошо, и мы можем переходить к осмотру этого произведения искусства.

Верхняя часть курантов: под охраной василисков

Сверху часы прикрыты козырьком, который должен охранять не только от непогоды, но и от злых сил. В прежние времена считалось, что дома и прочие здания представляют интерес для сверхъестественного зла и потому нуждаются в таких же могучих охранниках. Стражами Орлоя стали два василиска – вымышленные крылатые существа со телами змей и птичьими клювами, которые своим взором заставляют каменеть все живое. Их фигуры установлены по бокам крыши-козырька.

А под куполом крыши живет позолоченный петух – символ мужества и внимания, своим утренним криком разгоняющий всю чертовщину.  Прямо под петухом, по центру, стоит фигура ангела – самая древняя часть декора Орлоя, изготовленная еще в мастерской Парлержа. По сторонам от ангела есть два оконных проема, где в положенное время мелькают фигуры 12 вероучителей. Их обычно зовут апостолами, что не совсем верно: не каждый из них входил в число учеников Иисуса.

Астрономический циферблат и его оформление

Эта часть являет собой часовой механизм с астролябией, которую он приводит в движение.  Минутная стрелка отсутствует, зато есть сразу две часовых. Вместе с указателями Солнца и Луны, зодиакальным и внешним кольцами они движутся по разноцветному недвижимому фону, символизирующему Небосвод и нашу планету.

Показаны сразу четыре варианта времени: вавилонское, звездное, старочешское и нынешнее центральноевропейское. Звездное измеряется 12 арабскими цифрами, расположенными на недвижимом фоне, на которые указывает стрелка со звездочкой. Обычным людям оно не нужно – им пользуются астрономы. Другое экзотическое время, которое здесь можно узнать – вавилонское; Пражский Орлой – единственные в мире часы, которые его измеряют. В соответствии с вавилонским временем, сутки делятся на 12 частей, сменяющих друг друга от восхода до заката. Поскольку солнце всходит и заходит в разное время на протяжении года, то и вавилонский час не имеет определенной продолжительности: летом он длиннее, зимой – короче.

Старочешское время использовалось до 1948 года. Началом суток тогда считалось наступление темноты, а так как это событие случается в разное время, то кольцо со старочешскими часами может двигаться и назад, и вперед относительно основной части. Узнать это время можно по арабским цифрам готического шрифта и указывающей на них стрелкой с золотой ладонью. Она же показывает и центральноевропейское время, представленное римскими цифрами, размещенными по внешнему краю недвижимой части. Интересно, что используются два набора от 1 до 12 (I – XII), а не один полный набор от 1 до 24 (I–XXIV), как это обычно бывает.

По бокам от циферблата размещены четыре большие статуи. Справа находятся скелет, символизирующий Смерть, и мужчина, называемый обыкновенно Турком. Скелет держит песочные часы и звонок для напоминания о тленности бытия. Турок играет на струнном инструменте и считается обозначением турецкой угрозы.

Слева находятся фигура Скряги и противопоставляемая ей по символическому значению фигура Мага. Скряга трясется над мешочком с монетами, а Маг занят получением духовного опыта и посредством зеркала пытается заглянуть по ту сторону ощущаемого мира.

По окружности циферблат украшен скульптурами зверей, среди которых есть и вымышленные. Некоторые имеют симоволическое значение, другие – охранное.

Календарный циферблат и его оформление

Оформленный в 1866 г. Манесом циферблат ради сохранности переместили в Национальную галерею, а на Орлой установили копию авторства Эмануэля Лишки, изготовленную в 1880. Внутренняя часть циферблата выполнена в виде позолоченного диска с гербом Праги по центру, вокруг которого расположены сначала 12 зодиакальных медальонов, а потом – 12 медальонов с изображающими месяцы картинами. Там показаны сельские сценки, характерные для соответствующего месяца.

Внешняя часть – это медный диск, разделенный на четыре кольца и 365 ячеек. Внутренне кольцо показывает числа месяца, следующее – дни недели, обозначенные семью первыми буквами латинского алфавита, начиная с 1 января. Чтобы узнать сегодняшний день, нужно знать, на какой день (букву) выпало первое в нынешнем году воскресенье. Например, если оно было 2 января (B), то каждое воскресенье попадет B, все понедельники – на C и так далее.

Затем идет наиболее широкое кольцо. В его 365 ячейках написаны имена основных святых и названия религиозных праздников, некоторые надписи выполнены красным – выходные. В ячейках четвертого кольца находятся слоги цисиоянов – специальных стишков, посредством которых запоминали христианские праздники до распространения печати. День каждого святого помечен слогом, с которого начинается его имя, а ячейки промежуточных дней заполнены произвольными слогами таким образом, чтобы все слоги складывались во фразу.

По бокам находятся большие фигуры: Архангел Михаил с Философом – слева, Летописец с Астрономом – справа. По окружности циферблат украшен изображениям растений, обрамляет его виноградная лоза. Справа и сверху от него размещена скульптура птицы-феникс, беседующей с обезьяной. Феникс символизирует вечный круг рождения и умирания, а ее собеседница – жадность и порок.

Шоу Орлоя

Ежечасно с 08:00 до 20:00 куранты Праги показывают небольшое средневековое представление на потеху собирающимся к положенному времени туристам. Смерть звонит в свой звонок, после чего открываются верхние окошки, и сменяют друг друга вероучители с присущими им атрибутами в руках. Оживают и остальные фигуры по бокам верхнего циферблата: Турок мотает головой, Скряга трясет своим мешочком, Маг вертит головой, глядя в зеркало под разными углами.

Затем поет петух, и куранты отбивают столько ударов, сколько сейчас часов по центральноевропейскому времени. Шоу окончено. Но все повторится через час, так что у вас будет много возможностей оценить это представление во время пребывания в Праге.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: