Памятник жертвам коммунизма в Праге

Есть в Праге памятник, осознать глубину и трагическое значение которого может далеко не каждый из миллионов посещающих чешскую столицу туристов. Обычные люди из западных стран, никогда не знавших коммунистической власти, вероятно, смутно представляют себе, каково было жить в социалистическом лагере. Зато туристам из государств СССР и социалистического блока памятник жертвам коммунизма скажет и напомнит о многом. А для остальных он является простым, емким и доходчивым символом того, чего им, к счастью, не довелось узнать на своем личном опыте.

История создания памятника

Мемориал был воздвигнут через 12 лет после Бархатной революции, избавившей тогдашнюю Чехословакию от длительного коммунистического правления – 22 мая 2002 года. Интересно, что Прага не была первым чешским городом, отдавшим символическую дань уважения жертвам репрессий. К моменту открытия пражского памятника мемориалы на эту тему уже существовали в Брно, Пльзени и других городах.

На работы по созданию и установке мемориала ушло около двух лет. Конкурс на проект памятника был объявлен в 2000 году. Организаторы получили свыше трех десятков вариантов от разных авторов, и в результате был выбран проект, представленный скульптором Олбрамом Зубеком. Он трудился над своим творением не один: в разработке концепции принимали участие архитекторы Ян Керел и Зденек Хользер.

Работа этого коллектива авторов была одобрена Конфедерацией чешских политзаключенных и городскими властями. Председатель Конфедерации Станислав Дробны отмечал, что проект Зубека понравился ему во время первого же визита в мастерскую скульптура. Для Дробны установка мемориала имела особое значение, поскольку он был в числе тех людей, кто начал бороться с коммунистической властью сразу же, как только она появилась на территории Чехии. Они помогали другим покинуть страну, печатали листовки для поднятия духа и даже начали собирать оружие и готовиться к восстанию. Дробны как никто другой мог оценить важность появления мемориала, его голос в выборе проекта был весомее других.

Для самого Олбрама Зубека создание этого мемориала тоже имело особенное значение. Дело в том, что ему довелось своими глазами и в непосредственной близости лицезреть одну из самых известных жертв коммунизма в Чехии – пражского студента Яна Палаха, который совершил самосожжение в 1968 году на Вацлавской площади, протестуя против вторжения советских войск в Чехословакию. Поступок Палаха стал важнейшим символом борьбы чешского народа, а Зубек известен тем, что именно он снимал с Яна посмертную маску. Наверняка это оставило сильный след в душе скульптура.

Общая информация о мемориале в честь жертв коммунизма

Памятник расположен на склоне Петршинского холма – одной из главных пражских возвышенностей и древнего места, которое много значит для истории чешской столицы. На вершину холма ведет фуникулер, а рядом с ним, у подножья, и находится памятник.

Он представляет собой семь фигур чуть выше человеческого роста, размещенных на ступенях идущей вверх и постепенно сужающейся лестницы. Все фигуры изображают обнаженного и изможденного мужчину с тяжело висящими руками и страдальческим лицом. Первая фигура – целостная; у второй не хватает части лица, а через правую половину туловища проходит молниеобразная трещина; у третьей нет уже левого плеча и левой руки; у четвертой почти полностью отсутствует правая половина тела и так далее.

Расположенные в такой очередности, они создают иллюзию тающего человека, который в итоге словно растворяется в пустоте на последней ступеньке. Растворяющаяся бронзовая фигура символизирует прогрессирующие физические и душевные мучения личности, вынужденной противостоять репрессивному режиму. Человек, даже потеряв половину себя, остается на ногах – так автор хотел продемонстрировать стремление сопротивляться до последнего. Особенно впечатляюще композиция выглядит в темное время суток, когда включается подсветка и фигуры выглядят еще более трагично.

По словам самого Зубека, источником вдохновения и творческого замысла ему служило слово «мукл». В своем оригинальном чешском варианте написания – «mukl» – оно является аббревиатурой выражения «muž určený k likvidaci». Так называли друг друга политические заключенные в Чехословакии в пятидесятых годах, а в переводе это значит «человек, обреченный на ликвидацию». Мукл Зубека стоит несмотря ни на что, он не готов сдаться, сломаться или подчиниться, хотя и понимает неизбежность своего уничтожения. Автор специально не использовал никаких постаментов и подставок – мукл стоит босыми ногами на голом бетоне, что, видимо, должно подчеркнуть беззащитность и силу воли.

Но нужно заметить, что мукл – это только образ и вдохновение, а сам мемориал посвящается не только политическим заключенным. Семь фигур на Петршинском холме скорбят не только о тех, кто погиб или был заточен в тюрьму – они помнят сами и напоминают другим о каждом, чья судьба оказалась так или иначе разрушена тоталитаризмом. Об этом прямо говорит бронзовая табличка, прикрепленная рядом с памятником. В центре же композиции разместили табличку с указанием конкретного количества жертв коммунистического режима, правившего в Чехии с 1948 года по 1989. Так, говорится о 248 казненных, 327 погибших при осуществлении побега, 4500 умерших в тюремных стенах, 170938 оказавшихся в изгнании и 20586 арестованных. Через весь мемориал проходит бронзовая полоса, на которой эти горькие цифры продублированы по всей длине.

Открытие памятника и политические скандалы

Открывали мемориал представители Конфедерации политических заключенных и пражской мэрии. Организацией занимался совет городского округа Прага 1, который тогда контролировался влиятельной правоцентристской партией. Лидером этой политической силы был Вацлав Клаус. Некрасивая история случилась, когда публике стало известно, что Клауса пригласили на церемонию открытия, а президента Вацлава Гавела – нет.

Дело в том, что у Клауса с Гавелом были серьезные политические разногласия и разные взгляды на дальнейшее развитие Чехии. Однако общественности не понравилось, что такую тему, как страдания чехов при коммунистах, используют в политической борьбе. Тем более что Гавел как раз и был одним из главных борцов с коммунистическим режимом, диссидентом и активнейшим деятелем Бархатной революции – словом, сделал очень много для избавления сограждан от судьбы муклов.

Шумиха по этому поводу разгорелась такая, что устроители церемонии были вынуждены в итоге послать Гавелу приглашение. Однако тот отказался присутствовать, сославшись на то, что извещение пришло слишком поздно. Вероятно, чтобы сгладить скандал, соблюсти приличия и не провоцировать дальнейшего недовольства, от участия отказался и Клаус.

Акты вандализма, связанные с памятником жертвам коммунизма

Разумеется, в Чехии, как и в любой другой стране, есть люди, не способные усваивать исторические уроки. Для ярых чешских сторонников возвращения в коммунистическое прошлое с целью возобновить стремление к светлому будущему главной мишенью в настоящем стал именно мемориал на Петршине.

Первого проявления желания испортить памятник ждать пришлось недолго – всего полгода. В августе 2003 исполнилось 35 лет советскому вторжению в Чехословакию – трагичной страницы в современной чешской истории. В эти дни злоумышленники обклеили фигуры красной лентой, склеив из ее обрывков ругательные слова. Полиция так и не нашла исполнителей этой акции, что, возможно, вдохновило последующие акты вандализма.

А они были уже посерьезнее. В октябре того же года была совершена первая попытка взорвать памятник, которая, правда, почему-то не стала достоянием общественности, хотя и была подтверждена полицией. О ней стало известно лишь со слов местных жителей и только месяц спустя, когда прогремел второй взрыв. Он случился воскресным утром, однако в полицию сообщили только в понедельник, а в прессу история просочилась во вторник.

Подробностей было немного: взрывное устройство было заложено у ног третьей по счету статуи и проделало в ней дыру, после чего фигуру увезли на реставрацию. Вскоре стало известно имя человека, осуществившего оба взрыва – это был пенсионер Владимир Штепанек, совершавший акты вандализма и даже терроризма с 1999 года. Полиция схватила его в декабре 2003 года поблизости от городка Теплице-над-Метью, где он во второй раз пытался взорвать монумент чешско-немецкого примирения. В ходе задержания Штепанек получил повреждения, из-за которых несколько дней спустя скончался в больнице.

Были люди, которые просто высказывали те или иные претензии к памятнику – необязательно политического свойства. Например, вскоре после открытия группа местных художников провела демонстрацию по поводу художественных достоинств мемориала. Демонстранты считали, что он слишком китчевый. Повод для недовольства нашли также феминистки, недовольные тем, что мемориал якобы принижает страдания женщин и их вклад в борьбу с коммунизмом. Свою позицию дамы аргументировали тем, что все фигуры изображают мужчину.

Памятник был и остается важным символом для чешского народа в целом, хотя и вызывает негативную реакцию у некоторых его представителей. Впрочем, этот было вполне предсказуемо. Возможно, все эти взрывы только лишний раз подчеркивают стойкость и жертвенность борцов против коммунистического режима, которую старались передать авторы мемориала. Фигуры в очередной раз выстояли, продемонстрировав всем нам хороший символический пример.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: