Мячовна на Пражском Граде

Мячовна Пражского Града

Есть в Праге одно любопытное архитектурное творение, которое имеет сложную историю. Это здание заслуживает пристального туристического внимания, хотя и не всегда получает его сполна. Речь идет о площадке для игры в мяч – Мячовне.

История возведения

В XVI–XVII среди европейцев появилась мода на спортивные игры, которым предавались на открытом воздухе. Исключением не стали аристократы Моравии и Германии, которые для такого рода развлечений использовали Мячовны. Эти своеобразные спортивные залы пристраивались практически к каждому дворцу – они представляли собой особое помещение, оснащенное всем необходимым для игр с мячом.

В Пражском Граде такое сооружение возвели в 1568–1569 годах по личному распоряжению тогдашнего правителя Максимилиана II. Работами руководил прославленный придворный архитектор Бонифаций Вомут. Монарх сам выбирал место, где будет располагаться спортзал, и больше всего ему приглянулся Королевский сад, откуда открывается вид на Олений ров.

Структура Мячовны

Императорский спортивный зал Пражского Града являет собою 14-метровой высоты постройку в форме прямоугольника. Внутренний зал имеет длину в 68 метров, строение венчает свод в форме купола. На северном фасаде была построена терраса и виде украшенной внушительными каменными классическими колоннами аркады – этот архитектурный элемент был доминантой здания. Аркада состояла из 11 колонн, которые были декорированы ионическими позолоченными капителями.
Над наружной отделкой фасада Волмут трудился не в одиночестве: ему помогал старинный приятель и напарник Ульрико Аосталли, архитектор из Италии. Классическую ренессансную отделку выполняли в технике сграффито.
Сам игровой зал спортивного павильона был разбит на десять частей – каждая была предназначена для одной из игр с мячом. Эти игры были прообразами видов спорта, которые сегодня нам известны как теннис, бадминтон, боулинг, крокет и гандбол.
Мячовна Пражского Града
В 1735 году напротив Мячовны поставили барочную скульптуру авторства Матияша Брауна под названием «Ночь». Она и сейчас находится на своем месте, в отличие от парной композиции «День», которая не пережила осаду чешской столицы прусскими войсками в 1757 году.

Первые проблемы и утрата популярности

В 1617 году паводок едва не смыл здание павильона в Олений ров. Постройка располагалась чересчур близко к нему – это было следствием спешки при возведении. Чтобы строение не съехало в ров, его пришлось срочно ремонтировать. Катастрофы удалось избежать, но кое-какие неприятности все же произошли: обрушился купол кровли. Его потом построили заново.
Но самой большой проблемой Мячовны стала мода на спортивные игры: она ушла. Игровой павильон больше не был нужен и постепенно приходил в запустение. Ему искали новые применения, устраивая там то королевские конюшни со школой наездников, то армейский склад и казармы.

Мячовна в XX столетии

В первой половине прошлого века городские власти решили восстановить старинную постройку. В 1918 году начали реставрировать росписи, украшавшие стены, а еще через семь лет стартовала полноценная, масштабная реставрация. Однако все эти усилия и старания свела к нулю Вторая мировая, в конце которой в строение угодила бомба. Оно загорелось, и пожар нанес такой урон, что от королевской Мячовны остались лишь каменные стены да фундамент.
Мячовна Пражского Града
После войны здание восстановили вновь – основные работы, которыми руководил местный архитектор Павел Янак, закончились в 1952 году. Некоторые работы растянулись до 1973 года. Любопытно, что реставраторы социалистической Чехословакии оставили свой след среди идеально восстановленного декора в стиле Возрождения. Это цифра «5», символизирующая пятилетку, и, конечно, серп с молотом.
В 1989 году спортивный павильон открыли в качестве одной из достопримечательностей Пражского Града. Также зал используют как место организации разного рода культурных мероприятий. Внутреннее убранство Мячовны оформлено строго и просто, интерьер декорирован полотнами на морскую тематику и живописью XVII столетия. Там можно увидеть, например, известную серию, которая включает в себя пять гобеленов «Антоний и Клеопатра», созданных в бельгийской мастерской Йена ванн Леефдаля.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: