Костел святого Якуба

Костел святого Якуба, он же просто Большая Церковь – одна из достопримечательностей исторического центра Праги.

Семисотлетняя история

Этот храм построили монахи-францисканцы в 1373 году, и тогда он выглядел классической готической постройкой. Спустя три столетия Старе Место подверглось сильнейшему пожару – среди прочих зданий пострадал и костел святого Якуба. Его принялись восстанавливать, что отняло более десятилетия и лишило храм первоначального внешнего вида. Архитектор Ян Шимон, создавший проект реставрации, многое изменил. От прежней постройки он оставил лишь планировку (ее почти не тронули), а также одну стену. Так костел получил второе рождение в барочном облике, став таким, каким мы его знаем теперь.

В 1861 году одно из помещений собора было отдано под социальное учреждение, представлявшее собой что-то вроде детского садика.

Большая Церковь действительно велика: по размерам она уступает только собору св. Вита.

Органная музыка

Храм известен акустическими характеристиками своего внутреннего пространства. Чтобы оценить их, нужно послушать орган, который был установлен здесь в 1702 году и до сих пор остается рабочим, полноценным музыкальным инструментом. Органная музыка сопровождает выступления местного церковного хора, и эти концерты известны по всей Чехии. Послушать звучание этого старинного органа можно по воскресным дням, когда в костеле проходят мессы.

Легенды церкви св. Якуба

В храме есть целых 23 часовни, и прямо под куполом одной из них находится могила, которую называют красивейшей в Чехии. Там упокоился Ян Митровицкий, канцлер и граф, надгробие для которого создавал архитектор Бернхард фон Эрлах. Надгробную плиту сверху украшает обелиск треугольной формы, выполненный из красного мрамора.

История кончины Митровицкого связана с легендой, которую знает каждый прихожанин церкви. Говорят, что спустя недолгое время после погребения канцлера стали слышны ужасные стенания, доносившиеся из склепа. Слышавшие эти звуки пражане решили, что графская душа не может обрести покой после смерти и мучается этим. Однако оказалось, что стонет не душа, а самое что ни на есть живое тело: граф не умер, а просто впал в летаргический сон, очнувшись от которого, обнаружил себя в гробу. Как ни звал он на помощь, никто не отважился заглянуть в склеп – слишком сильны были предрассудки. Склеп только окропили снаружи святой водой, но графу это, конечно, не помогло. Через несколько лет помещение все же открыли по какому-то другому поводу и обнаружили, что Митровицкий покинул свою могилу, а его останки находятся в нескольких метрах и закоченели в страдальческой позе. Легенда добавляет, что за много лет до свей кошмарной кончины граф видел сон про то, как его заживо хоронят в костеле святого Якуба. Никто не знает, что здесь вымысел, а что – правда.

Еще одно сказание, связанное с этим местом, повествует о простом воришке. Он якобы пытался обчистить украшенный драгоценностями алтарь, однако был пойман на горячем, да не кем-нибудь, а самой Богородицей. Она якобы явилась посреди ночи, чтобы предотвратить кощунственное преступление, и схватила злоумышленника за руку. И схватила настолько сильно, что вору пришлось отрезать свою конечность, чтобы сбежать с места преступления. Руку ту забальзамировали, и сейчас она висит с правой стороны у входа в храм, напоминая прихожанам и посетителям о том, что христианские заповеди красть не велят.

Интерьер собора св. Якуба

Свод храма расписан фресками на религиозные сюжеты авторства Фантишека Богета. Главный алтарь оформлен в соответствии со всеми принципами барокко: богато позолоченные фигуры, декоративные резные элементы. Сзади алтаря можно увидеть окруженное фигурами ангелов полотно кисти Вацлава Райнера, которое изображает усекновение головы св. Якуба. Картина была написана с 1739 году. Сказание гласит, что когда мастер писал ее, в городе царила эпидемия чумы, и автору постоянно приходилось бывать среди зараженных. Он не боялся подхватить заразу, потому что был уверен: смерть не коснется его, пока произведение не будет окончено. Как только Райнер нанес на полотно заключительный штрих, он почувствовал себя дурно, а через день умер, сраженный чумной бациллой.

В костеле есть еще около двух десятков боковых алтарей, посвященных различным святым, Богородице и другим христианским персонажам. Костел остается действующим культовым сооружением – сюда ежедневно наведываются прихожане. А для туристов наилучшее время посещения – воскресная месса, когда можно послушать органную музыку.

Как доехать

Костел расположен неподалеку от станции метро «Площадь Республики» (Náměstí Republiky). До трамвайной остановки с тем же названием можно добраться с помощью дневных маршрутов №№ 6, 8, 15, 26, 41 и ночных №№ 91, 94, 96.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: