Кафедральный собор Святого Вита

Сердце и душа Чехии – Собор св. Вита – это часть огромнейшего архитектурно-исторического комплекса Пражского Града. Невозмутимо-величественный кафедральный Собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха является ярчайшим образцом готического зодчества. Его пронзающие небо шпили видны практически со всех углов Праги, а искусная каменная резьба на фасадах поражает воображение.

Маршруты и экскурсии Кафедрального собора

Чтобы посетить Собор, вам нужно доехать до Пражского Града на 22-м трамвае. Слева от остановки перейти дорогу, пешком добраться до Порохового моста и через него войти в Град. Собор стоит в третьем дворе комплекса и открыт для туристов в любой день, кроме воскресенья, с 09:00 до 17:00. Посетить Собор можно бесплатно, кроме капелл и алтаря. При входе в Пражский Град вы можете приобрести единый билет, в стоимость которого входит:

  • от 100 чешских крон, CZK – экскурсии по малому кругу: Собор св. Вита, Старый Королевский Дворец, базилика Св. Георгия (Иржи) и Злата уличка;
  • до 350 чешских крон, CZK – дополнительное посещение Рожмбергского дворца, картинной галереи, исторической выставки «Пражский Град» и Пороховой башни.

Главные достопримечательности Собора св. Вита

История храма уникальна и это отразилось на его облике. Посещение Собора св. Вита начинается с его западной части – именно там расположены центральные врата (для туристов действует один из трех портальных входов). На них можно увидеть покрытые бронзой рельефные изображения западного фасада расскажут вам об истории строительства храма. Боковые врата украшены увековеченными в камне картинами из легенд о святом князе Вацлаве и епископе Войтехе, над которыми расположено огромное витражное окно с историей «Сотворения мира». Характерные для готики статуи горгулий и химер оберегают храм от нечистой силы, а также выступают в качестве водостоков. Башни-близнецы западной и самой «молодой» части храма, построенные в стиле неоготики, высотой достигают 82 метров.

В южном фасаде храма расположены колокольня и знаменитые Злата брана («Золотые врата»), через который осуществляется торжественный вход верховных богослужителей. Уникальность этих ворот с тройной аркой заключается в том, что к их созданию приложил руку сам Парлерж. Потрясающей красоты мозаичная картина «Страшного суда» выкладывалась из позолоченного стекла и разноцветной смальты, изготовленной в Венеции. Над воротами можно увидите православное распятие и небольшие изображения на тему астрологии

Высота южной с уникальным часовым механизмом с двойным циферблатом (1597 г.) колокольной башни достигает 96,5 метров. Соборные колокола (самый главный – «Зигмунд» руки мастера Яроша) ограждены витой позолоченной решеткой. Подняться на смотровую площадку колокольни можно по старинной винтовой лестнице в 298 ступеней.

Внутренний интерьер храма уникален и не сравним ни с каким иным. «Величие» и «великолепие» – именно эти определения приходят на ум, когда ступаешь внутрь Собора св. Вита. Поражают воображение сводчатые потолки, подпираемые 28 колоннами, искусно выполненные витражные окна с религиозными изображениями, один из самых красивых в Европе органов.

Внутри храм разделен по горизонтали надвое трифориумом – балконом-галереей, где установлены скульптуры чешских королей, архиепископов, а также мастеров, работавших над строительством храма

У главного алтаря (руки Мокера и Краннера, XIX в.) установлено надгробие из белого мрамора, крышка которого украшена рельефными портретами королевской семьи Фердинанда I. Это чудо принадлежит руке голландского мастера Молина (XVI в.).  Ниже расположена королевская крипта, откуда можно пройти в часовню Св. Креста. В крипте вы сможете прикоснуться к открытым археологами останкам фундамента древней  ротонды. Именно тут находится склеп чешских королевских династий – Карла IV, Рудольфа II, Вацлава IV,  Иржи (Георгия) из Подебрад и других.

Капелла Св. Вацлава  – образец готической архитектуры – также принадлежит руке Парлержа. Ее стены украшают изумительной работы фрески, инкрустированные самоцветными камнями и золотом.  Сегодня здесь покоится прах святого князя Вацлава и коронационные драгоценности, самой ценной из которых является легендарная княжеская корона. По преданию, тот, кто наденет корону Вацлава без права на нее – через год погибнет. В качестве подтверждения легенды приводится пример нацистского протектора Гайдриха, погибшего через несколько месяцев после того, как примерил на себя святыню.

В 23 хоровых капеллах стоят надгробия практически всех представителей правящих династий и епископов. Так, в церкви Яна Непомука возвышается двухтонное надгробие из серебра, а в церкви Св. Марии Магдалины хранится прах создателей Собора – Маттиаса из Арраса и Петера Парлержа.

История, увековеченная в камне

Изображения Собора с разных ракурсов вы увидите практически на всех рекламных туристических проспектах и открытках. Этот храм является одной из главных святынь чешского народа. Как и в истории возникновения Пражского Града, в «биографии» Собора оставили свой след все эпохи Чехии.

Первый камень в строительство Собора заложил князь Вацлав (925 г.) из рода Пржемысловичей, впоследствии канонизированный Церковью. Сначала это была небольшая деревянная ротонда. Во времена правления князя Спытигнева II (1060 г.) началась работа по перестройке церкви в базилику со всеми характерными для романской архитектуры элементами. И лишь в 1344 г. начались работы над возведением того кафедрального собора, который теперь известен всему миру.

Король Ян (Иоанн) Люксембургский был коронован еще в старой ротонде, и именно ему принадлежит грандиозная идея по возведению храма. С этой целью в Прагу был приглашен фламандский зодчий Маттиас из Арраса (Матье Арасский), успевший только составить сам проект будущего храма и закончить работу над галереями и аркадами.

После смерти талантливого фламандца в 1352 г. эстафету перехватил еще малоизвестный чешский архитектор Петер Парлерж (Петр Парлер), который отдал храму 40 лет своей жизни и успел достроить зал для хора, капеллу, ризницу и часть трансепта. Дело отца продолжили его сыновья а после – Петрилк, достроившие южный фасад и частично башню. Именно талантливой руке Парлержа, который был больше скульптором, чем архитектором, принадлежат чудесные карнизы, бюсты и уникальные своды храма.

В период Яна Гуса (гуситские войны) работе на Собором внимание практически не уделялось. И лишь в XV – XVI вв. Бенедикту Рейту, которому принадлежат характерные для стиля барокко элементы храмовой архитектуры, король Владислав II поручил закончить храм, но обедневшей королевской казны на реализацию проекта не хватило. После ряд работ было выполнено под руководством архитектора Бонифация Вольмута, работавший по большей части над Королевским дворцом. Несмотря на все перипетии, в в храме все же проводились коронации (до 1836 г.) и богослужения.

И лишь с XIX в. до середины XX в. начались завершающие работы по строительству Собора архитекторами и художниками В. Песиной, Й. Краннером, Й. Моцкером (XIX в.), В. Сушарда, А. Мухой и Ф. Киселой (XX в.). Были удалена некоторые барочные элементы и добавлены штрихи характерных для того времени стилей эклектики и романтизма, а также предпринималась попытка Стиль Парлержа.

В итоге на строительство кафедрального собора потребовалось шесть столетий. Полностью работы были завершены в 1929 году.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: