Дом «У Черной Богоматери» и музей кубизма в Праге

В историческом центре Праги есть здание необычной архитектуры, которое при этом отлично вписывается в окружающую застройку. Оно уникально своими внешними формами, интерьером, а также украшающей его фигурой Мадонны с младенцем, которую называют Черной Богоматери.

В чем ценность черной Мадонны

Изображения богинь в черном цвете были характерны для более древних, чем христианство, религий. Они символизировали начало всего, некую изначальную материю, первичную матерь-землю. С распространением христианства древние культы смешивались с новой религией, и в Европе времен позднего Средневековья черный облик Девы Марии не был большой редкостью. Наиболее известные примеры украшают сейчас кафедральные соборы Шартра и Марселя, этот образ можно встретить и в Ченстохове. Мало того, черные статуи почитались больше, чем привычные нам сейчас изображения.

Сохранившиеся в Чехии статуи черных Мадонн можно пересчитать по пальцам, причем, возможно, одной руки хватит. Изображений сохранилось чуть больше – около двух десятков. Самой известной статуей такого рода является именно фигура, давшая название дому «У Черной Богоматери», что находится неподалеку от Овощного рынка Праги. Напротив здания расположена бывшая резиденция ордена тамплиеров, и исследователи считают такое соседство неслучайным. Тамплиеры, Хранители Гроба Господня, обладали глубоким пониманием скрытых связей и всяческой мистики – для них черная Богоматерь с ее дохристианской природой могла быть сильным символом.

Появление дома

Когда-то на этом месте располагался дом стиле барокко, принадлежавший рыцарской семье Грановских. От той постройки осталась только статуя Мадонны, которая украшала ее, а позже была помещена на новый дом, построенный в начале прошлого века. Заказчиком строительства был торговец Франтишек Йозеф Хербст, а исполнителем – архитектор и планировщик Йозеф Гочар. Он был тогда довольно молод, но уже известен, и именно благодаря прошлым работам Гочар в 1911 году получил от Хербста заказ на возведение универмага в столице.

Поскольку дом должен бы разместиться в историческом центре Праги и на старом коронационном маршруте, то городские власти предъявляли строгие требования к его внешнему виду. Постройка непременно должна была гармонировать с окружающей архитектурной средой. С первой попытки Гочару не удалось выполнить этих требований – изначальный проект в стиле модернизма был чересчур новаторским и слишком контрастировал бы с барокко. Эти идеи были отклонены клубом «За старую Прагу».

Гочеку пришлось переделывать проект, и в этот раз он использовал кубистический дизайн, сбалансировав его классическими элементами барокко в новом прочтении – как бы замаскировал кубизм под доминирующее архитектурное окружение. Сложности добавляла конфигурация самого участка, на котором стоит дом. Площадка имеет неправильную форму и примыкает к перекрестку под тупым углом. Но Гочару удалось обыграть эту особенность и обратить ее себе на пользу.

Угловатые выступающие окна, кубистические перила балкона хорошо вписались в окружение. Сначала за домом закрепилось название «У золотой решетки» из-за соответствующего элемента, размещенного на здании. Когда за этой решеткой поставили Черную Богоматерь с дома Грановских, постройка обрела нынешнее имя. Очевидно, старинная Мадонна в непривычном черном цвете хорошо выражала суть кубизма. Строительство было закончено в 1912 году.

Архитектурные особенности

Чтобы воплотить эстетику кубизма в интерьере, Гочар, вдохновленный идеями чикагской архитектурной школы, использовал железобетонный каркас. Это избавило от необходимости применять потолочные подпорки и позволило получить просторные внутренние помещения. Гранд-кафе «Ориент» занимавшее весь первый этаж без единой подпорки стало революционным достижением тогдашней инженерной мысли.  Сейчас этот интерьер остается последним в мире, оформленным в стиле кубизма.

Если к внутреннему пространству защитники старины претензий не имели – все равно с улицы не видно – то при оформлении фасада Гочару пришлось пойти на компромиссы. Так, третий этаж идет вразрез с кубистическими и модернистскими идеями и включает в себя посторонние для этих стилей элементы. Там находятся классически оформленные плоские окна и пилястры, а крыша напоминает двойные кровли барокко.

Использование здания

Магазин Хербста, для которого дом и был построен, располагался на нулевом и втором этажах. Первый, как уже говорилось, занимало Гранд-кафе «Ориент» с его уникальным кубистическим интерьером. На верхних уровнях были апартаменты. В 1914 году были внесены небольшие изменения, а шесть лет спустя универмаг закрылся. Помещения кафе и магазинов в середине двадцатых были превращены в банковские офисы.

Следующее вмешательство в архитектурную целостность случилось в 1941 году, когда архитектор-функционалист В. Кубик переделал деревянные оконные рамы нулевого этажа в стальные. В коммунистические времена внутреннее пространство было разделено на большое количество служебных помещений, а после падения режима эта локация стала центром притяжения культурной жизни Чехии.

Затем были масштабные реставрационные работы, после которых кафе «Ориент» было открыто вновь – в своем первозданном виде. Оригинальных планов заведения сохранилось немного, поэтому при восстановлении использовали черно-белые фотографии, запечатлевшие декор интерьера и атмосферу, которая царила здесь в 1912 году. Были воссозданы оригинальная мебель кафе и латунные светильники – помещение ожило и представляет посетителям возможность оценить многообразие форм чешского кубизма. Здание было передано в распоряжение музея, а позже его внесли в список национальных культурных памятников Чешской Республики.

Музей кубизма

Этажи выше кафе находятся в ведении музея декоративно-прикладного искусства. На двух этажах находится постоянная экспозиция чешского кубизма, посвященная 1911–1919 годам – лучшие времена для этого течения как в архитектуре, так и в других видах искусства. Здесь представлены кубистические предметы меблировки, выполненные по проектам того же Гочара, а также собрание пластики, состоящее из работ Отто Гуттфройнда. Кубистическая живопись представлена полотнами Эмиля Филлы, Богумила Кубишты, Йозефа Чапека, Отакара Кубина и других художников. Кроме того, в музее демонстрируются примеры плакатного искусства, керамические и стеклянные экспонаты, а также документы и фотоснимки, рассказывающие о других зданиях Праги, уникальных с архитектурной точки зрения.

Дом «У Черной Богородицы» обязателен для посещения всем ценителям архитектуры – как классических стилей, так и новаторских для своего времени течений, которые не нашли широкого практического применения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: